Человек и общество.Теория Эволюции.Работу выполнили:Ученицы 10 «а» классаМОУ ОСОШЛоскутова ЕвгенияПустотина Анна
1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИОЛОГИИ Системный подход в политике, социологии и других общественных науках занимает все более почетное место. Существуют институты общественного опроса, проводятся социологические исследования и мониторинги. Цель всех этих мероприятий — выявить те или иные тенденции изменения общественного мнения, политической конъюнктуры, прогноз развития обстановки в той или иной сфере. Однако все эти прогнозы можно отнести к тактическим прогнозам, способным определять только ближайшую перспективу. В результате таких исследований тенденции эволюции отношений и цели развития представляются размытыми. Сегодня можно получить один результат, а завтра — противоположный. Так, в обществе всегда есть два противоположных класса – собственники и наемные работники. По мере усложнения системы грань между этими классами становится все более и более размытой. Между крайними полюсами общества возникают различные промежуточные слои общества, которые соединяют в себе определенные признаки этих крайних полюсов общества и имеют сложные мультидвойственные отношения, которые находят отражение во внутреннем мире каждого человека. Если интеграция биологических организмов приводит к рождению сообщества биологических организмов, то интеграция людей в систему порождает сообщество людей, которое с полным правом можно назвать социальным организмом, каждый из которых характеризуются собственным типом жизнедеятельности.
Типов жизнедеятельности может быть только два. Один из них характеризует дуальные взаимоотношения в обществе, а другой -триединые, гармонические отношения. Главное различие между социальными и живыми организмами заключается в том, что сообщества живых организмов живут в соответствии с законами Природы, а социальные сообщества во многих случаях ставят себя выше законов Природы, пытаясь жить вопреки этим законам. Это значит, что современное сообщество стоит еще на самой низшей ступени своей эволюции и, соответственно, характеризуется ярко выраженными дуальными взаимоотношениями. Человеческая популяция (социальный организм) является более сложной системой, чем сообщество насекомых или животных. Между ними такая же разница, как между одноклеточными и многоклеточными организмами. Однако в социальном организме действуют те же самые механизмы самоорганизации (самодостаточности, самосохранения, самовоспроизведения и саморазвития) численности популяции, что и в сообществах биологических организмов. При неблагоприятных условиях численность популяции уменьшается и становится меньше оптимальной, но при этом повышается рождаемость, и через некоторое время численность популяции восстанавливается. Если численность на данной площади превышает оптимальную, то внутри популяции возникают процессы, приводящие к повышению смертности и снижению рождаемости, и через определенное время численность популяции вновь возвращается к оптимальной. Однако условия внешней среды для социальных организмов сводится не только к площади территории и наличия пищи. «Жизненное пространство» человека имеет чрезвычайно сложный и многообразный, мультидвойственный спектр. Поэтому механизмы самоорганизации в социальных системах носят чрезвычайно сложный и противоречивый характер. Комплексный подход к анализу и синтезу систем любой сложности оправдал себя и применительно к социальным системам, т.к. в основе такого системного метода лежат эволюционные методы исследования.
2. СОЦИАЛЬНАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Биологическое и социальное в человеке характеризуются единством. Рычажные весы, характеризующие баланс между биологическим и социальными аспектами человека можно отразить рычажными весами Перекладина Меры отражает степень дисбаланса между этими аспектами. При S=1 человек будет характеризоваться равновесным балансом животного и человеческого (социального) аспектов личности. При S<1 мы будем дисбаланс отношений в пользу биологического (животного) и только в третьем случае, при S>1, мы можем сформировать самодостаточный аспект социального в человеке. Смысл биологического и социального аспектов могут быть отображены при помощи одних и тех же рычажных весов. Здесь "животное" характеризуется как "подсознательное", а Сверх-Сознание отражает социальный аспект человека, как неразрывную частицу коллективного социального организма.
2.1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА И биологический, и социальный аспекты человека могут иметь многоуровневый характер.Так вышеприведенные рыночные весы могут характеризовать эволюцию "животного" человека.Эта эволюция также будет характеризоваться двойственностью. Первые рычажные весы отражают позитивные процессы трансформации "животного" в человеке, от животного низшего уровня к животному высшего уровня. Крестный обход завершается формированием навыков животного более высокого уровня иерархии сознания. Вы можете спросить, кем же являются такие люди? Это не Люди. Это Нелюди, к числу которых можно отнести все криминальные отбросы социума. НеЛюди не несут в себе социального аспекта, который отражает принадлежность человека к социуму, как его неразрывной части. НеЛюди могут сбиваться только в стаи для уничтожения себе подобных, для организованных грабежей чужой собственности на "законных" основаниях. Потому им нельзя приписывать социальный аспект. Их необходимо изолировать от общества. Их место на тюремных нарах.
2.2. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКАСоциальный аспект также имеет собственный крест эволюции Сознания. Он также характеризует двойственность эволюционных потоков человека. Поэтому приведенные выше рычажные весы монады "ПодСознание-СверхСознание" целиком и полностью относится и к социальному аспекту человека. Вот только Творцы этих весов разные, т.к. эти рычажные весы характеризуют более высокий уровень иерархии. Они характеризуют эволюцию уже не "царства" животных, а "царства "человека". Одна спираль эволюции этих рычажных весов направлена к более высокому уровню иерархии, к СверхРазуму человека, а другая -в противоположную сторону, к "царству" животных. Социальные процессы, формирующие Выбор Пути, можно записать в виде следующих рычажных весов. Каждый человек, начиная с рождения проходит этап вос-ПИТАНИЯ. Затем на смену вос-ПИТАНИЮ приходит УЧЕНИЕ. Это уже другая перекладина креста. Затем, в соответствии с полученными в процессе УЧЕНИЯ знаниями возникает их преломление и трансформация во внутреннем мире человека (об-УЧЕНИЕ). И в момент завершения об-УЧЕНИЯ осуществляется новый переход к исходной перекладине креста. Человек получает ОБРАЗ-ование. Два полюса этой перекладины оказываются соединенными. Между начальным вос-ПИТАНИЕМ и сформированным ОБРАЗ-ованием возникает прямая связь. Происходит замыкание возникших знаний в единый контур (тетраэдр). Дальнейшая эволюция порождает звездный тетраэдр самосовершенствования человека.
3. КОНЦЕПЦИЯ ТРОЙСТВЕННОСТИ И ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ Что такое “хорошо”? Что такое “плохо”? Что такое добро и зло? Почему зло и добро не существуют отдельно друг от друга? Способны ли мы перестроить свою жизнь так, чтобы она перестала порождать разлад человека самим с собой? Чем можно помочь человеку, его внутренней раздвоенности между понятиями добро и зло, хорошо и плохо? Если у человека будут преобладать эгоистические склонности, если любой свой шаг он рассматривает через призму личных интересов, то такого человека называют эгоистом. Если человек общественные интересы общины, касты, общества, государства ставит намного выше своих собственных, если ради этих интересов он готов отказаться от всех жизненных благ, то такого человека могут называть фанатиком, идеалистом, утопистом и т. д. Как человеку существовать в гармонии с собой, и всем остальным миром? Ответ очевиден – человечество интуитивно исповедует принцип разумного эгоизма. Это та равновесная цена, которая устанавливается в процессе развития у каждого человека, в соответствии с определенными критериями полезности. Принцип разумного эгоизма в современных условиях характеризует Меру уравновешенности "внешнего" (социального) и "внутреннего" (духовного) миров человека. Мера играет роль курса конвертации одного Мира в другой, т.е. она является полным аналогом курса конвертации валют. Если мир социального и мир духовного в человеке полностью сбалансирован, то этот баланс будет характеризоваться единичной Мерой (S=1). Если S<1, то Мера будет отражать преобладание в человеке духовного начала. Если S>1 человеке будет преобладать "социальное".
Однако состояние гармонии между "социальным" и "духовным" в человеке будет достигаться только тогда, когда эти взаимодополнительные состояния будут не противопоставляться друг другу (как это видно из рычажных весов, где эти противоположности характеризуются как антагонистические), а взаимодополнять друг друга. Это уже иной уровень организации рычажных весов -триединство каждой компоненты весов. Эти отношения триединства непосредственно следуют из рычажных весов. Именно эти формулы участвуют в процессе трансформации одного двойственного начала в другой.Любое устойчивое социальное отношение является тройственным. Поэтому в основе гармонизации социальных отношений должна быть заложена концепция тройственности. Тройственность (триада) фиксирует двойственные отношения в системе в рамках определенного качества. Она придает этим отношениям жесткость. И в то же время она эти отношения делает гибкими, когда в результате изменения любого двойственного параметра происходит коррекция значений всей триады, т.е. в соответствии с алгоритмом Фибоначчи, порождая золотое сечение - основу гармонии мироздания. В социологии, как и в любой другой науке, в любом материальном объекте действуют одни и те же законы иерархии, один и тот же закон эволюции живой и неживой материи. А мы уже установили, что эволюция любых материальных объектов происходит в соответствии с алгоритмом Фибоначчи, формирующим "золотое сечение". Многоуровневость и многовариантность социальных отношений порождает исключительно сложную структуру, но на каждом уровне этой структуры будет проявляться изначальное триединство. На каждом уровне будут формироваться собственные рычажные многомерные весы, по образу и подобию. (Если изначальные отношения характеризуются дуадностью -соперничеством, то это качество будет всегда, на всех уровнях иерархии, формировать только отношения соперничества, а не сотрудническтва)
Действительно, каждый может иметь свой собственный, индивидуальный набор статусных отношений с окружающей его средой (рис). Поэтому каждое статусное отношение является двойственным и может характеризоваться соответствующими рычажными весами. Следовательно, статусный набор человека будет отражаться некоторым множеством двойственных отношений. И если эти отношения носят устойчивый характер, то эволюция каждого из них может характеризоваться рычажными весами, отражающими отношения соперничества (дуадность) , или сотрудничества (триединство).
Статусный набор (портрет) человекаЗакон сохранения в социологии должны отражать целостность соответствующей социальной триады. При этот каждый раз, когда какое-либо значение двойственной величины изменяется, происходит коррекция значений остальных величин, в соответствии с алгоритмом Фибоначчи. Концепция тройственности. Самая замечательная победа концепцией тройственности была одержана в физике, когда физикам из трех мистических частиц, которые были названы кварками, удалось построить все мезоны и адроны, а настоящая работа может стать завершающим этапом создания Единой Периодической системы элементарных частиц и в основе этой системы также лежит концепция тройственности. Поэтому концепции тройственности должна быть положена в основу анализа и синтеза всех систем, независимо от их природы. Равновесная «цена» двойственного отношения в триаде характеризует компромисс между противоположными полюсами системы, характеризует цену «полезности» этого компромисса между «партнерами». Но эта "полезность" в дуадном и триадном семействе имеет разные смыслы. В дуадных семействах это всегда пара "полезность-вредность", "доход-расход". В триадных семействах "полезность" отражает духовное единство человека и общества. Фактически вся рыночная экономика, рассматривая отношения производителей и потребителей, зиждется на теории полезности и «равновесных ценах». Однако эта теория в целом характеризуется сегодня как дуадная, т.е. "полезность" также несет в себе отношения соперничества, а не сотрудничества
Отношения сотрудничества сегодня настойчиво внедряются в практику экономических отношений. Однако чаще всего это сотрудничество относится ко "внутреннему" миру фирмы, к отношениям между работниками формы. Во внешнем мире сотрудничество имеет место только во взаимоотношениям с надежными партнерами.Во всех остальных случаях - жестокая конкуренция. Это свидетельствует о том. что современная экономика еще находится на самой низшей эволюционной ступени (дуадное экономическое семейство).Таким образом, триединство, фиксируя двойственные отношения, порождает тем самым соответствующие законы сохранения этих отношений. Поэтому всегда, когда мы говорим о законе сохранения в какой-либо отрасли знаний (физика, химия, медицина, социология, политика, и т.д.), то мы должны иметь ввиду, что любой закон сохранения характеризует количественную оценку соответствующего двойственного отношения.