Тема урока: Образование и наука Возрождения
План: 1). Проверка знаний2). Революция в естествознании4). Наука и вера5). Опыт и разум
Вопросы: Что такое гуманизм? Как вы это понимаете?Укажите характерные черты эпохи Возрождения. Почему в эпоху Возрождения возрос интерес к античности и духовному обновлению?Расскажите о жизни и творчестве любого писателя-гуманиста.С какими произведениями У.Шекспира вы знакомы по курсу литературы, театральным постановкам или кино?Каким представлял Томас Мор идеальное государство и его граждан?
Николай Коперник. Остановивший Солнце, двинувший Землю! Польский астроном, создал гелиоцентрическую систему мира. Родился в г.Торунь. Учился в Краковском, Болонском, Падуанском университетах. Изучал математику, физику, право, богословие и др.науки. Профессорствовал, потом став каноником, посвящал свой досуг астрономии и лечению больных; по его проекту введена новая монетная система в Польше, а в г. Фрауенбурге он построил гидравлическую машину, которая снабжала водой все дома.
Николай КоперникКоперник неоспоримо был величайшим астрономом своего времени, но как практик он был ниже даже арабских астрономов; однако, в этом не его вина: в его распоряжении были самые бедные средства и все инструменты он делал собственными руками. Занимаясь размышлениями о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался ее сложностью и искусственностью, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского, Филолая и др., он пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром вселенной.
Николай КоперникОстановивший Солнце, двинувший Землю
Джордано Бруно. Сжечь – не значит опровергнуть!Итальянский философ-пантеист и поэт. Родился в Ноле, учился в Неаполе, поступил в монастырь, но вскоре бежал оттуда. Скитался по странам Европы – Швейцария, Франция, Англия, Священная Римская империя. Церковь обвиняла Бруно в том, что он проповедует учение о бесконечности Вселенной и множестве миров, о вращении Земли вокруг Солнца, что полностью противоречило христианскому вероучению.
Джордано БруноВ 1592 г. он был схвачен инквизицией и отправлен в Рим, где после семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений, 17 февраля 1600 г., был сожжен на площади Цветов, как еретик и нарушитель монашеского обета. Мужественно заявил Бруно своим судьям, подобно Сократу, что им приходится с большим страхом объявить приговор, чем ему его встретить.
Галилео Галилей. А все-таки она вертится!Итальянский ученый, один из основателей естествознания. Заложил основы современной механики; выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции и т.д. Построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце.
Галилео ГалилейА все-таки она вертится!Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут в 1633 г суду инквизиции, вынудившей его отречься от учения Н.Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден жить в своей вилле близ Флоренции.
Вопросы:Почему учение Коперника можно назвать революционным?Сегодня католическая церковь признает гелиоцентрическую систему мироздания. Почему она не могла сделать это в те далекие годы?«Сжечь –не значит опровергнуть», - заявил Дж.Бруно. Можно ли сжечь идеи, остановить прогресс?Почему, на ваш взгляд, Дж.Бруно предпочел умереть на костре, чем отречься от своих взглядов, а Галилей отрекся?
Наука и вераВоскресение Христа. Фрагмент иконы.Многие научные открытия противоречили официальным взглядам, принятым церковью. Большинство ученых того времени оставались людьми верующими и стремились сгладить эти противоречия – появилась теория «двойной истины» - бытие Бога оставалась предметом теологии, науке оставалось изучение сотворенного Богом реального мира который после сотворения Богом, развивается дальше по законам природы, в тайны которой ученым и следует проникать.
Опыт и разум Френсис БэконУченый должен ставить научные эксперименты и лишь затем делать выводы. Опыт – критерий истинности знаний. Рене ДекартНе придавал значения эксперименту. Полагал, что достаточно одного человеческого разума, чтобы постичь законы мироздания. Безграничная вера в разум.
Домашнее задание:Параграф 19Подготовиться к устному опросу по вопросамПисьменно – вопрос 3