СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ в практике работы учителя английского языка ШЕВЧУК С.Н. МОУ СОШ с.Баскатовка
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанными образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием . А. Дистервег
Введение ФГОС поставило перед нами задачу, прежде всего, самому многому научиться и ответить на многие вопросы, которые раньше, вроде бы, были абсолютно ясны. Чему учить, как учить, зачем учить.Приходится изучать много литературы для того, чтобы правильно построить урок.
Во-первых, нам пришлось ответить на главный вопрос: Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС мы поняли и приняли это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни.
Мы поняли, что научить детей чему-то,скорее всего возможно, если сам знаешь , как это осуществить.Поэтому все ,наверное ,как и у всех, началось с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого мне стало понятнее, что нужно менять или приобретать ,а что оставлять в моей педагогической деятельности.
Оставить можно многое, потому что ФГОС не ставит все с ног на голову, в том числе и педагогические технологии.Остаются действенными старые пед. технологии,просто нужно пользоваться ими , исходя из основного методического принципа работы- системно – деятельностного подхода к обучению учащихся, следовательно ,нужно использовать все технологии через призму их действенности, т.е., того, как они помогают нам включить учащихся в поиск, т.е. самостоятельное усвоение нового материала.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.
Знания – дети удивления и любопытства. Луи де Бройль
И я беру эпиграфом к своей работе не только эти высказывания, но и след. китайскую мудрость: Скажи мне, и я забуду Покажи мне, и я запомню Дай мне сделать самому, и я научусь
Что такое педагогическая технология? Говоря простым языком, это совместная деятельность учителя и обучающихся для достижения поставленных учителем целей независимо от индивидуальности ребенка и места реализации.
Педагогическая технология – явление многомерное: в теории и практике работы учителей существует множество вариантов. В своей работе я не изобретаю велосипед,а использую всем известные педагогические технологии, но помню о системно- деятельностном подходе, который является нашей главной методологической основой.
И если помнить, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, то задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие технологии, методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося , сделать это личным достижением ученика.
I.Одной из таких технологий, которую беру за основу, и сейчас решила уделять ей большое внимание, является технология личностно-ориентированного обучения направленная на интеллектуальное и нравственное развитие учащегося. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.Некоторые определяют это как технологию дифференциированного обучения.
Я постоянно организовываю учебный материал урока так, чтобы каждый ученик имел возможность выбора посильного задания, чтобы он почувствовал успех, использую различные формы пусть маленькой,но индивидуальной самостоятельной работы на уроке;провожу работу с раздаточным материалом, работу в парах, группах, работу с различными опорами;группа получает одно общее задание, но роль ученика и моя помощь оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разным учащимся выдаю в помощь разную иформацию); стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности; обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку результатов усвоения учащимися знаний, умений и навыков;
Один и тот же учебный материал, как доказано психологами, может усваиваться через включение разных сенсорных систем. Когда на уроке мы изучаем слова,заметно,что один ученик хорошо запоминает на слух, другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом.
Четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д. Поэтому, представляя учащимся выбор вида и форм заучивания материала, осуществляя дифференциированный подход, создаю ситуацию успеха, что усиливает интерес к предмету, т.е. учебную мотивацию учащихся.
Домашнее задание уже давно выдаю тоже дифференциированно , каждый ученик уже знает, что от него потребуется: одним выучить диалог по ролям наизусть, другим -прочитать и перевести , третьим выучить 4-5 самых важных клише,а кому-то просто заняться заучиванием лексики– и то в разном объеме.Для каждого ребенка будет обеспечена хоть маленькая доля успеха, и он не будет чувствовать себя ущербным- и не важно, потому что у каждого , как учат нас психологи,своя зона актуального и ближайшего развития.
II.Основной технологией в обучении языку является технология коммуникативного обучения, которой мы всегда пользовались, но в связи с реализацией ФГОС ее использование приобретает особое значение.На уроке большую часть времени я уделяю разговорной практике практике учащихся. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего, это касается подбора упражнений, поэтому подбираю упражнения больше приближенные к реальному общению .
При обучении учащихся диалогической речи, обучаю учащихся кратким и полным ответам а также вопросам, разговорным клише (вежливые просьбы, фразы повседневного общения, выражение согласия/несогласия, как вести себя, если ты потерялся в незнакомом городе, речевой этикет при встрече и прощании и т.д.). При составлении диалогов я предлагаю ученикам разнообразить реплики в зависимости от ситуации. Данные диалоги есть в учебниках, на дисках,они могут быть даны на карточках или проецироваться на экран.
В своей работе много внимания уделяю парной и групповой форме общения. Эти формы общения являются для уроков иностранного языка настоятельной необходимостью, особенно если речь идет о коммуникативном обучении, поскольку этот метод предполагает обучение общению через общение. Групповая и парная формы организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое.
Это развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить, обеспечивает обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляют межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга,учит толнрантности. Группы могут создаваться и по уровню обученности (однородные группы). Однородные группы я чаще всего создаю при дифференцированной работе, когда предоставляется возможность дать сильным учащимся задание повышенной трудности.
Слабо подготовленные учащиеся тем временем занимаются по своему плану и постепенно "выходят на класс" с результатами своей работы, утверждая себя в классе и в своих собственных глазах. Так, при освоении различных тем ребятам предлагается разыграть тематические ситуации (я и мои друзья, домашние любимцы, в школе, в магазине/ выбор и покупка продуктов/ приготовление пищи, времена года, этикет/ поведение гостя в семье, соревнования, экология, путешествия).
Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, потому что общение осуществляется более непринужденно, и учителю легче проверить правильность языкового оформления высказываний. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, а главное, групповая работа учит школьников самостоятельности, толерантности и т. д. Это,бесспорно , сильный рычаг в работе учителя.
III.Как все,использую компьютерные технологии.Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь,без них мы совершенно не представляем себе современный урок.Они широко используются для обучения в школах. Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет обучаемому легче и быстрее усваивать материал.
Я использую на уроках всевозможный материал для слушания, просмотра , тестирования : диски для прослушивания,различные презентации в формате Microsoft Power Point, различные обучающие материалы из Интернета, видеофильмы. Всё это позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал. В моём кабинете имеется много дисков,презентаций по различным темам: времена года, квартира, животные, грамматика, страноведение, субкультура, питание, здоровье, стихи и песни , окружающая среда, физминутки, релаксационные презентации с музыкой, звуками и картинами природы,и.т.д .
IV.Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, системно-деятельностный подход является технология проектов, так как она практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве. Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания),так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, участие в благоустройстве двора, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты)
Вариативность. Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текста, то это могут быть диалоги, картины, комиксы. Учение с увлечением. Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия – одно из главных условий эффективности обучения, поэтому в учебный процесс я включаю игры, шутки, загадки. Личностный фактор. Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, о своей жизни, интересах, увлечениях. Адаптация заданий. Основные принципы проектной работы
роект - это возможность учащимся выразить свои собсПтвенные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями.. Применение проектной методики позволяет создавать исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методике сотрудничества. Понятие проекта Проектная технология
Проектная технология Основная цель – развитие познавательных и творческих способностей учащихся, развитие и поддержание мотивов учебной деятельности, формирование потребности общения и обеспечение условий для удовлетворения этой потребности. Задачи: Готовность учащихся к использованию английского языка в ситуациях повседневного общения; Развитие способности учащихся эффективно общаться на современном иностранном языке; Развитие позитивного отношения к своей культуре…
Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое “я”, рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность. Здесь мы уже видим проявление “ Я-фактора”, волевой саморегуляции, избирательности личности.
Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания. Прежде всего, необходимо изучить вместе с учениками памятку “Творческий проект – это интересно!”, в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
I этап. Начинание ,или целеполагание, подготовка К ПРОЕКТУ. Деятельность учащихся. Выявляют проблемы.Обсуждают задание. Уточняют информацию. Деятельность учителя. Объясняет цели проекта,мотивирует уч-ся, наблюдает.
II этап. Планирование. Деятельность учащихся. Формируют задачи.Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Деятельность учителя. Помогает.Наблюдает.
III этап. Принятие решения (Исследование. Выбор методов проверки принятых решений.) Деятельность учащихся. Работают с информацией.Выпол-няют исследования. Деятельность учителя. Наблюдает.Консуль-тирует.
IV этап. Выполнение. Деятельность учащихся. Оформляют проект.Выполняют исследование. Работают над проектом. Деятельность учителя. Направляет про-цесс , если это необходимо.Наблю-дает.
V этап. Оценка результатов. VI этап. Защита проекта. Деятельность учащихся. Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке. Деятельность учителя. Направляет процесс, если это необходимо.Наблюдает.
VI этап. Защита проекта. Деятельность учащихся. Защищают проектУчаствуют в коллективной оценке результатов проекта. Деятельность учителя. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта
Наиболее реальный путь формирования мотивации у учащихся с помощью технологии проекта– это обращение к действительно интересным для них проблемам («Школьная форма», «Школа будущего», «Охрана окр. среды», «Музыка в моей жизни» «Проблемы подростков» , «Одежда для звезд»,»Моя одежда»и др.),создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят свое воплощение в реальной жизни. И лишь тогда урок-проектирование становится интересным.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку или поискать другую литературу.
V.Игровые технологии использовались всегда, а сейчас и тем более. Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игровые технологии всегда приносят радость и учителю, и детям. Для меня –это одна из любимых пед.технологий.И дети их ждут тоже. 1. Игра выступает главным и самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. 2. Игра для детей есть самая свободная форма их деятельности, с помощью которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. 3. Игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. 5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. 6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Игры на уроке иностранного языка должны быть очень полезны, организовать их и просто,и сложно, мы должны учитывать целый ряд требований: Быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач; Быть «управляемыми»; игра не должна выходить из-под контроля учителя; Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся; Не оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент; Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
Существуют различные классификации игр, но я лично делю их на : 1.Языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики) 2.Коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет сразу много функций: 1. Обучающая функция - развитие памяти, внимания, восприятии информации. 2. Воспитательная функция - воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре. 3. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в увлекательное приключение.
4. Коммуникативная функция - создание атмосферы иноязычного общения, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. 5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку. 6. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Игровые технологии - это педтехнологии, которые относятся к здоровьесберегающим. Известно, что одним из условий здоровья ребенка является успешность его деятельности. Основная деятельность детей в школе – учение. Именно успешность в учении способствует благополучному самочувствию ребенка в школе, а это достигается через создание для каждого возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям.
IV.Здоровьесберегающие технологии. Здоровье не всё, но без здоровья – ничто. Сократ. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно. Основная цель образования – развитие ребёнка ,но при сохранении здоровья. При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни. Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервой деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.
Зачастую решением данного вопроса становится только лишь проведение физминутки на уроке или игры. Но как оказалось, говорить об этой теме можно бесконечно. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. 1.Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки . На уроке необходима2. частая смена видов активности,3. включение игровой деятельности, 4.стимулирование творческого отношения к теме урока, 5.наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.
Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Уделяя особое внимание 5.профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.
Необходимо помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учащимися цель запомнить языковой материал. На начальном этапе обучения английскому языку включаю на урок зарядку, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев. Одной из важнейших форм релаксации являются маленькие игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции. К таким играм относятся игры пантомимы. Вот примеры таких игр. При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями. При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
Необходимо уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил. Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка. Я использую для этого элементы аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – это приемы саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм.
Аутогенную тренировку я провожу в 6-11 классах, так как обычные физминутки с песнями,движениями и танцами уже неинтересны.В средних и старших классах аутогенная тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности. Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться.
Примеры комплексной релаксации. Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let,s pretend it`s summer. You are lying on a sandy beach. The sun is shining. The sky is blue. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quit. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles flout away. You love your relatives and friends. They love you too. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits. Open your eyes. How do you feel?
Очень часто я провожу минуты релаксации так.Включаю видеоролик с картинами природы,звуками птиц,ветра и т. д.Дети смотрят картины природы, слушают ее звуки. Воздействие необыкновенное!!! Отдыхают очень хорошо!!!
Какие же приемы должен использовать учитель на уроке, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся: 1.положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха) ; 2.одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» ит. д.; 3.пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи); 4.физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
5.дыхательная гимнастика( возбуждает полушария головного мозга) 6.смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости); 7.игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир); 8.оптимальный темп ведения урока; подача материала наиболее доступным рациональным способом;
9.нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе; чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей; 10.нетрадиционная система опроса; 11.музыкальное сопровождение; 12.групповой и парный методы обучения. 13.Соблюдение гигиенических норм
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.