Метод проектов в рамках развития коммуникативных УУД Подготовила Долотова Ольга Александровна МАОУ Апрелевская СОШ №3
Есть три ошибки в общении людей: первая - это желание говорить прежде, чем нужно; вторая - застенчивость, не говорить когда это нужно; третья - говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Историческая справка о возникновении метода проектов Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20-е годы XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанный американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые помогут и должны пригодиться в жизни.
В свою очередь учитель может показать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики (в нужную сторону для самостоятельного поиска) должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование метода проекта реально превращает ученика из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель выступает в роли помощника и консультанта.
Проект вытекает и развивается из конкретных ситуаций Тема проекта не должна навязываться учащимся Проект предполагает собственную ответственность учащихся за распределение времени, за содержание и формы работы
Проект ориентирован главным образом на результат. Именно в продукте проекта реализуется весь процесс проектной деятельности, его целенаправленность, социальная и практическая значимость, целостность. Какую форму принимает этот продукт (стенгазета, видеофильм, акция, поход, праздник) дело второстепенное.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов: ппппп Показать умение отдельного ученика или группы использовать приобретённый в школе исследовательский опыт Реализовать свой интерес к предмету исследования Продемонстрировать уровень обученности английскому языку Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития
- тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; - проблема, предлагаемая учениками, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации. - необходимо вовлечь в работу над проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки. Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:
Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может: • Использоваться как одна из форм внеаудиторной работы; • Служить альтернативным способом организации учебного курса; • Интегрироваться в традиционную систему обучения языку.
Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, поделки или доклада.
1. Определение темы проекта. 2. Определение проблемы и цели проекта. 3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы. Выделяются следующие этапы работы над проектами:
4. Сбор информации. 5. Работа в группах. 6. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты. 7. Анализ собранной информации 8. Подготовка презентации проекта. 9. Демонстрация результатов проекта
выделяются следующие разновидности проектов: По методу, доминирующему в проекте Исследовательские Творческие Приключенческие, игровые Информационные Практико-ориентированные
По характеру координирования проекта: По характеру контактов: • С явной координацией • Со скрытой координацией • Внутренние (региональные) • Международные
По количеству участников: По продолжительности проведения: • Личностные • Парные • Групповые • Краткосрочные • Средней продолжительности • Долгосрочные
Выполнение проектов предполагает : Информационный диапазон Исследовательский аспект Языковой аспект
Виды проекта монопроект Коллективный проект В коллективном проекте принимает участие несколько человек. Над монопроектом работает один ученик.
Специфика реализации метода проектов Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственной педагогики, но, главным образом, в сфере социальной.
УМК Афанасьева о.в. English Я работаю по УМК Афанасьева О.В., Михеева И.В. English I-XI,Spotlight, Starlight. В них есть задания в конце каждого раздела или модуля, в которых учащиеся могут проявить творческие способности, выразить своё отношение к пройденной теме. Дети проявляют большой интерес к такого рода заданиям.
УМК SPOTLIGHT Умк Starlight
Подводя итог можно сказать, что каждый урок иностранного языка, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных УУД. Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных учебных действий на уроках английского языка на данном этапе я считаю: умение детей учитывать позиции других людей. умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать. умение детей участвовать в коллективном обсуждении.