- Бабушка, а туда далеко добираться? - Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь. - А сундук у него запирается? - Да уж, наверное, он его на семь замков запер.
Двадцать третье января. Классная работа. Правописание корней с чередованием Е/И.
Цели урока: Познакомиться с условием выбора букв е – и в корнях с чередованием. Формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически объяснять условия выбора написания слов с чередующимися е – и в корне. Развить творческие способности.
Что называют чередованием звуков? При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков: выбери книгу - выбирать книгу
Выделить морфемы в следующих словах: Бес-шум-н-ый, диван-н-ый, без-вод-н-ый, бел-ый, в-глубь, Круг-, круж-ок-, круж-к-и, за-круж-и-л-ся , круг-ов-ой, Стар-ин-а, стар-ин-н-ый, стар-ин-ой, стар-ик-.
1 ошибка - «5» 2-4 ошибки - «4» 5-7ошибок - «3»
Кто поможет нам узнать правило ?
Назовите корни и чередующиеся в них гласные. Какой суффикс стоит после корня в глаголах? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и? И помните про помощника – ослика ИА ИзбИрАть – избЕру ОтдИрАть – отдЕру ВытИрАть – вытЕр ЗамИрать – замЕр РасстИлАть – расстЕлю ЗапИрАть – запЕр БлИстАть –блЕстеть
Вывод ( правило ослика ИА) В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например: замерло (нет а), собираешь.
Физминутка
Вставьте пропущенные буквы: Расст..латься по лугу; зам..реть от страха; выб..рать дорогу; забл..стать на солнце; бл..снул луч; подб..рать цитаты; выб..рать маршрут; отп..рать дверь;соб..решь рюкзак; соб..раться в дорогу; зап..раешь на ключ; расст..лить постель; взб..раешься на дерево.
Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму. 1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
* Творческое задание: Памятка «Как вести себя за столом» Используйте простые предложения; Глаголы должны передавать совет, просьбу. Например: Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
Домашнее задание §6, правило стр.35, упражнение 51
Цели урока: Познакомиться с условием выбора букв е – и в корнях с чередованием. Формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически объяснять условия выбора написания слов с чередующимися е – и в корне. Развить творческие способности.
Остров СТРАХА Остров УВЕРЕННОСТИ Остров СКУКИ Остров БУДУЩЕГО Остров РАДОСТИ Остров ПОЗНАНИЯ