Ассоциативность языковых средств. И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…»Автор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»г.СароваНижегородской области.
Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли: мы сопоставляем картины друг с другом и с чем-то ранее известным, обобщаем прочитанное.
Прочитайте стихотворение И.А.БунинаИ цветы, и шмели, и трава, и колосья,И лазурь, и полуденный зной...Срок настанет - господь сына блудного спросит:"Был ли счастлив ты в жизни земной?"И забуду я все - вспомню только вот этиПолевые пути меж колосьев и трав -И от сладостных слез не успею ответить,К милосердным коленям припав.
Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения?Что является в нём символом красоты? Читая стихотворение, мы воссоздаём в воображении картину знойного летнего полдня, видим безоблачное небо, полевую дорогу, цветы, колосья и травы, слышим гудение шмелей и понимаем: вот оно прекрасное. «Полевые пути меж колосьев и трав» вобрали в себя всё, что есть прекрасного в мире, выросли в символ красоты.
Эти слова обладают ассоциативностью (лат. associatio – соединение), благодаря чему они становятся способными вызвать реминисценции, т.е. напомнить об известных явлениях.Каких? Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает к милосердным коленам? Притча о блудном сыне,картина Рембрандта «Возвращение блудного сына».Ассоциации необычайно углубляют смысл произведения.
Какие смыслы открывает нам первое прочтение стихотворения? О чём идёт речь? И цветы, и шмели, и трава, и колосья,И лазурь, и полуденный зной...Срок настанет - господь сына блудного спросит:"Был ли счастлив ты в жизни земной?"И забуду я все - вспомню только вот этиПолевые пути меж колосьев и трав -И от сладостных слез не успею ответить,К милосердным коленям припав.Речь идёт об итоге жизни. Господь спрашивает человека, был ли тот счастлив. И человек вспоминает моменты наивысшего счастья – встречу с Прекрасным. Но он чувствует какую-то вину, в чём-то раскаивается.
В чём раскаивается лирический герой?Понять это можно, вспомнив библейскую притчу.Младший сын не просто ушёл от отца, забрав свою долю наследства. Сын как бы сказал отцу: ты мне не нужен, нужно только наследство, я хочу получить всё сейчас и жить по-своему. Но юноша не смог жить своим умом и вынужден возвратиться к отцу. А отец не только не прогнал его, но радостно принял как сына, поступил не по справедливости, а по милосердию. Поэтому так выразителен бунинский эпитет «к милосердным коленам».
Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям стихотворения с картиной Рембрандта? Мы вспоминаем картину Рембрандта : измученного человека в лохмотьях, припавшего к коленам отца.Вся фигура сына говорит о пережитых невзгодах, о раскаянии, а жест старика выражает любовь и прощение.
Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека и Бога.
И вот теперь, проследив все ассоциативные связи, вникнем в смысл стихотворения. Речь идёт об осмыслении жизни. Поэт высказывает мысль: человек в земной жизни забывает о Небесном Отце, пытается жить по-своему, но рано или поздно вынужден возвратиться к Нему. И только вернувшись к Отцу, человек в полной мере осознаёт, что красота –это мир, окружавший его. И душу человекапереполняет чувство благодарности к Богу, который создал эту красоту и подарил её человеку.В его сладостных слезах всё: и прозрение, и раскаяние, и мольба о прощении, и чистая сыновняя любовь.Мысль автора выражена благодаря ассоциативности лексики.
Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка. Синтаксические особенности стихотворения Пушкина»Пророк» вызывает в памяти стиль Библии.Использование народно-поэтического стиля в поэме Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» составляет неотъемлемую сторону произведения.
Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации, размер стиха. Докажите это, обратившись к стихотворению Пушкина «На статую играющего в бабки». Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о коленоБодро оперся, другой поднял меткую кость.Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
Обобщим сказанное Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях.Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.
Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.