Здоровый образ жизни и его составляющие Урок ОБЖ 10 класс
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ? Отсутствие болезни Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде Нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда» Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие Способность к выполнению основных социальных функций
? История богата примерами, когда люди, имеющие физические дефекты достигают больше, чем здоровые Хочу быть здоровым, потому что только здоровый человек может быть по-настоящему счастлив.
Отношение разных людей к сохранению и укреплению здоровья Одни, имея идеальные стартовые возможности, предаются лени, вредным привычкам, а то и вовсе совершают противоречащие здравой логике поступки – кончают жизнь самоубийством Другие, любят жизнь, ведут здоровый образ жизни, но в критической ситуации, спасая других людей, жертвуют своей жизнью ради других Третьи, имея врожденные заболевания или увечья, прилагают огромные усилия, чтобы оставаться полезными членами семьи и общества и достигают в этом успеха Четвертые, живут, как бы влекомые течением жизни. И имея хорошие возможности для достижения успеха, уповают на всевозможные чудеса, так и не дождавшись которых, всю оставшуюся жизнь пеняют на свою судьбу.
Определение Всемирной организации здравоохранения Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Что такое благополучие, счастье? «Благополучие – это спокойное и счастливое состояние. Счастье – это чувство и состояние полного высшего удовлетворения» С.И.Ожегов
Физическое благополучие Состояние, при котором человек максимально удовлетворен возможностями своего тела, организма Может преодолевать значительные физические и психические нагрузки и, при этом, сохранять работоспособность Отсутствие хронических заболеваний, редкие проблемы с самочувствием Здоровья хватает, чтобы зарабатывать достаточное количество материальных средств, чтобы содержать себя и семью, оказывать помощь другим людям, выполнять гражданский долг
Социальное благополучие Наличие навыков учебной и трудовой деятельности Наличие навыков свободно ориентироваться в потоке информации Наличие навыков владения современными средствами коммуникаций (компьютером, Интернетом, телефоном, средствами транспорта и др.) Наличие навыков коммуникативного общения (умение обратиться, написать заявление, устроиться на работу, познакомиться с людьми и т.д.) Наличие способности адаптироваться к требованиям общества и государства, при этом не утрачивая собственной индивидуальности
Духовное благополучие Наличие способности жить в полной гармонии со своей совестью, требованиями семьи, общества, государства, духовными, юридическими законами и традиционными представлениями о нравственности
Духовность – это способность пренебрегать потребностями материального и даже душевного характера, движимая любовью к людям, Отечеству и Богу.
Физические составляющие здорового образа жизни Выработка твердой мотивации Режим жизнедеятельности Правильное питание Личная гигиена Разумная физическая активность, занятие спортом Исключение вредных привычек
Социальные составляющие здорового образа жизни Развитие навыков коммуникативного общения (участие в общественной жизни школы, в ученическом самоуправлении, в детских объединениях, в конкурсах, в составлении совместных проектов и т.д.) Развитие навыков владения современными средствами коммуникаций Развитие способностей ориентации в средствах массовой информации Наличие цели в жизни и развитие способностей для ее достижения
Духовные составляющие здорового образа жизни Развитие способности совершать добрые дела (участие в акциях милосердия, оказание помощи престарелым, ветеранам, уход за больными и др.) Развитие способности совершать самоотверженные поступки(соревнования и конкурсы в составе команды, дружба, товарищество) Развитие способности анализировать свою деятельность за день, неделю, месяц, год Развитие способности признавать свои ошибки и недостатки и изменяться в лучшую сторону Наличие твердого жизненного идеала, ведущей стержневой идеи, веры и следование этой идее (посещение храма, монастыря…) Чтение художественной литературы, общение с уважаемыми людьми, ветеранами войны и труда Периодические самоограничения, пост, выполнение действий, продиктованных интересами развития силы воли