Принципы рационального питания северян Регионально-национальный компонент на уроках технологии Раздел «Кулинария», 8кл.Спириденкова Елена Александровна, учитель технологии МОУ Верхнетуломская СОШ
Цели и задачи Ознакомить обучающихся с вариантами рационального питания;Способствовать развитию самостоятельности, сообразительности;Активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширять кругозор;Воспитывать трудолюбие и эстетический вкус
Соблюдение физиологического режима питания Человеку свойственна ритмическая рефлекторная деятельность, в том числе в усвоении пищи. Существуют биоритмы выработки пищеварительных соков, готовности организма принимать пищу. Необходимо трех-четырехразовое питание с промежутками не более 4-х часов между приемами пищи.
Варианты рационального питания
Умеренное питание Должно соблюдаться равновесие между энергией поступающей пищи и энергией, расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности
Разнообразие и сбалансированность питания Чем больше разнообразных продуктов включено в рацион, тем больше физиологически активных веществ поступает с пищей, тем эффективнее обмен веществ.Норма потребления белков – не менее 110г в день, 60% этого количества должны составлять животные белки.Наиболее ценные источники – оленина, морская рыба, морепродукты, говядина, птица. Энергетическая ценность 1г =4 ккал Белки, их значение, особенности и источники
Разнообразие и сбалансированность питания Норма потребления жиров – не менее 110г в день, из них 70% должны составлять животные жиры.Рекомендуется употреблять 25г растительного масла в день плюс жиры, которые содержатся в другой пище. Энергетическая ценность 1г равняется 9 ккалЗначение, особенности и источники жиров
Разнообразие и сбалансированность питания Норма потребления углеводов – 350г в день.Необходимо увеличивать потребление сложных углеводов и ограничивать потребление простых.Рекомендуется в день: 400г овощей (сырых и вареных), 400г фруктов, 50г круп. Энергетическая ценность 1г равняется 4 ккалУглеводы, их значение, особенности и источники
Разнообразие и сбалансированность питания Потребность в витаминах у северян выше нормы на 40%.Нормы потребления витамина С – 100 мг. Самые ценные источники – местные дикорастущие ягоды и травы (брусника, клюква, морошка, черника, рябина и др.). Рекомендуется дополнительный прием 2-3-х драже аскорбиновой кислоты ежедневно.Витамины А и Д – жирорастворимы, их ценнейший источник – рыбий жир. Рекомендуется проводить профилактический прием полиена (рыбьего жира в капсулах с фитодобавками) в сочетании с кварцеванием в начале полярной ночи и после ее окончания.Продукты, содержащие каротин, (морковь, желтые томаты) необходимо потреблять со сметаной или маслом.Норма потребления витамина В – 5 мг. Лучший источник – хлеб из ржаной муки или муки грубого помола с отрубями.
Значение витаминов - Регулируют обмен веществ.- Обладают каталитическими свойствами (способствуют образованию ферментов).- Повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам среды.Для северян необходимо повышенное содержание микроэлементов. Их должно быть на 30-50% больше, чем в пище жителей средней полосы. Суточная норма такова:калий – 5000 мг - магний – 500 мгфосфор – 1500 мг - кальций – 2500 мгхлор – 5-7 мг - натрий – 5-7 мгПоваренная соль должна быть йодированной. В противном случае нужно потреблять морскую капусту (сухую, в виде салата).Лучший источник микроэлементов – молоко и молочные продукты (сыр, творог, сметана, кефир, йогурт), овощи (капуста, свекла, морковь, лук), фрукты и ягоды (особенно северные).Норма потребления воды – 2000-2500 мл. Воду нужно фторировать.
Основа жизнедеятельности организма — обмен веществ и энергией Нарушение баланса необходимых веществ в организме может стать причиной многих серьёзных заболеваний, поэтому в условиях сурового Севера необходимо:- Сбалансированное питание - Витамины - Физические нагрузки
Выполнение практической работы «Составление суточного рациона питания школьника» Обучающиеся, опираясь на данные таблиц«Содержание основных пищевых веществи энергии в 100г продукта» и «Расходэнергии при различных видах работы сверхосновного обмена», составляют суточноеменю подростка-северянина (например, менювыходного дня). Практическая работа способствуетзакреплению знаний и умений, обеспечиваетсознательное и увлеченное занятие. Знакомясь с технологией обработкипищевых продуктов, обучающиеся могутвыбрать любое из своих меню-замыслов иприготовить то или иное блюдо.