Стратегия визуальной коммуникации Образовательное путешествие как педагогический метод Освоение культурного наследия Неизвестный художник. Дети у камина. Середина XIX в.
Модели процесса познания Схема 1 Схема 2
Стадии развития эстетического восприятия: от начинающего зрителя до зрителя опытного 1. Стадия рассказчика 2. Конструктивная стадия В. Сидоров. Пора безоблачного неба. 1969 П. Пикассо. Первые шаги. 1943
3. Стадия классифицирования 5. Рекреативная стадия 4. Интерпретативная стадия И. Новиков Приход мессии на Таганку Ю. Пименов. Ожидание. 1959 А. Иванов. Явление Христа народу 1837–1857
Подбор произведений искусства – один из ключевых моментов реализации технологии «Образ и мысль» Ж.Б.С. Шарден. Прачка. 1735 К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833
Основу стратегии вопросов составляют три основных вопроса: «Что вы видите?» «Что происходит на картине?» «Что ты видишь здесь такого, что позволяет тебе так думать?»
Камаль-эд-дин Бихзад Строительство форта Карнак 1494–1495 Л. Плахов. В кузнице. 1845 К. Хокусай Большая волна 1823 К. Петров-Водкин. 1919 год. Тревога. 1934
Наиболее эффективная форма обсуждения произведений изобразительного искусства – дискуссия Одним из важных с педагогической точки зрения моментов дискуссии является возможность для участников убедиться в том, что кроме собственного мнения существуют и другие оценки. Сцена охоты в нильских зарослях. Роспись гробницы в Фивах. Конец XV в. до н. э.
Образовательное путешествие как педагогический метод К. Д. Фридрих. Вид из студии художника. 1806 И. Славинский. Из серии «Живой камень». Конец XX в.
Образовательное путешествие разворачивается на нескольких содержательных уровнях и решает несколько задач: – знакомство с разнообразными объектами культурного наследия; – приобретение опыта исследования подобных объектов; – получение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах культуры. Этапы образовательного путешествия: – подготовка; – работа на маршруте; – подведение итогов (защита).
Маршрутный лист М. Земцов, П. Трезини, В Стасов. Спасо-Преображенский собор. 1754, восстановлен в 1829: фасад со стороны ул. Пестеля; элемент ограды; декоративные рельефы на стенах; медали на створках главных ворот
2 пункт И. Коробов Пантелеймоновская церковь. 1730-е Барельеф и мемориальная доска на фасаде
3 пункт Б. Растрелли. Памятник Петру Великому 1747 В. Баженов, В. Бренна. Михайловский замок (Инженерный). 1797–1801
Дж. Шарлемань. Михайловский замок. 1850
4 пункт А. Парланд. Храм Воскресения Христова (Спаса на Крови). 1889 К. Рабус. Храм Василия Блаженного. 1840-е
5 пункт … В его руке стремительная шпага, Военный плащ клубится за плечом, Пернатый шлем откинут, и отвага Зажгла зрачки немеркнущим огнем… А. Воронихин. М. Козловский, Ф. Гордеев Памятник Александру Суворову. 1799–1801
6 пункт А. Ринальди Мраморный дворец. 1768–1785 П. Трубецкой, Ф. Шехтель. Памятник Александру III. 1909 7 пункт О. Монферран. Александровская колонна. 1834
8 пункт Се образ изваян премудрого Героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов, Домашних побеждал и внешних сопостатов... Э. Фальконе, М.-А. Колло, Ю. Фельтен Памятник Петру I (Медный всадник). 1768–1770
Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала Л. Ванюшкиной и Е. Коробковой. Газета «Искусство» 13/2011.