Способы достижения метапредметных результатов в условиях современной школы ЛИПАТНИКОВА МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки и обсуждения (внесен в Совет при Министерстве – в ноябре 2010 года)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. ПРЕДМЕТНЫЕ – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
МЕТАЗНАНИЯ МЕТАСПОСОБЫ МЕТАУМЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТ МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТАЗНАНИЯ – это знания о знаниях, способах их получения. МЕТАСПОСОБЫ – универсальные способы решения познавательных задач.
МЕТАУМЕНИЯ – универсальные познавательные умения и навыки: теоретическое мышление, навыки переработки информации, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения, качества мышления.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
ПРОБЛЕМА РАЗОБЩЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Карл Риттер (1779 - 1859) – география Исаак Ньютон (1642 - 1727) – физика Жан Батист Ламарк (1744 - 1829) – биология НАСЛЕДИЕ XVII – XVIII ВЕКОВ, ВРЕМЕНИ ЗАРОЖДЕНИЯ, ОБОСОБЛЕНИЯ И БУРНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА Ю.В. Громыко директор НИИ ИСРОО
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Работа с разными слоями мыследеятельности. Разнообразие методических форм и приемов организации как коллективной, так и индивидуальной работы. Организация рефлексии на каждом этапе мыследеятельности. Хорошее знание материала традиционных учебных предметов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ Школа №110 Центрального округа Москвы которая занимается способностью понимания, Школа №2030, которая совместно со школой №661 занимается формированием и оценкой способностей в начальной школе, Гимназия №1554 Северо-Западного округа, осуществляющая перенос метапредметных фрагментов в предметное преподавание, Гимназия №1576 Северного округа Москвы занимается введением метапредметных технологий в контекст других инновационных технологий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ – УРОКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ Работа с ключевыми понятиями урока с целью их философского осмысления. Выделение признаков этих понятий в предметной теме. Сопоставление философского понимания понятия и его смыслового наполнения в предметном материале. Постоянная рефлексия действий на каждом этапе работы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления. Формирование культуры работы с информацией.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования. Стимулирование познавательного интереса. Развитие исследовательских умений и навыков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО» Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ (КОМАНДНАЯ, ГРУППОВАЯ РАБОТА) Формирование умения работать сообща на единый результат. Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.
НАДПРЕДМЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ Преодолевают фрагментарность знаний учащихся и формируют УУД. Ориентированы на конкретный практический результат. Конструируются под решение реальных проблем детей. Способствуют формированию команды учителей, объединенных одной целью.
Удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. В.А. Сухомлинский
СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ЛИПАТНИКОВА МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР