Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения Мамушкина Т.В. г.Судогда МОУ ССОШ № 1
Мамушкина Татьяна Валентиновна учитель высшей квалификационной категории стаж педагогической работы – 15 лет
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫГуманизация обучения, индивидуализация учебного процесса, повышение учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении Пятибалльная система оценивания, которая затрудняет индивидуализацию обучения, является мало- информативной, часто имеет травмирующий характер Наличие задекларированных идей о переходе на безотметочное обучение Отсутствие технологий оценки учебных достижений
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: РАЗРАБОТАТЬ И АПРОБИРОВАТЬ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:Разработать и апробировать контрольно – измерительные материалы оценки учебных достижений Отработать технологию «Портфель учебных достижений» Отработать технологию тестирования и диагностики учебных достижений Обучать учащихся способам самоконтроля и самооценки Выявить влияние безотметочного обучения на мотивацию и здоровье учащихся
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Если младшие школьники будут обучены способам самооценки и самоконтроля, будут внедрены новые технологии оценивания учебных достижений, то не будет искажения школьной мотивации, повышения тревожности и невротизации детей.
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПРИ БЕЗОТМЕТОЧНОМ ОБУЧЕНИИЧто оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию) Как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается) Каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания)
СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Условные шкалы Двухцветная оценка Молодец! Ошибок нет. Найди ошибку и исправь её.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке Самооценка должна дифференцироваться (т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев) Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий, сложности и объёма домашних заданий Оценивается динамика учебной успешности учащихся относительно их самих
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОТРАЖЕНИЯ САМООЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ПРЕДМЕТАМ
Изучение особенностей личностного развития младших школьников. Результаты анкеты «Хорошо ли ребёнку в школе?» Шкала №1: Довольны своей школьной жизнью, есть желание учиться. Шкала №2: Довольны дружескими отношениями в классе. Шкала №3: Имеют низкий уровень школьной тревожности. Шкала №4: Уверены в себе. Шкала №5: Оценивают своё состояние здоровья как нормальное; считают, что нет проблем с самочувствием
ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ