Соблюдение дидактических и методических требований к уроку с учетом психологических особенностей ребенка ДокладчикПедагог-психолог МБОУ СОШ №1 г. ЮбилейныйОрлова Екатерина Васильевна
Дидактические требования к уроку четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирование и контроль оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
Сильный или слабый ученик?
Принципы организации познавательной деятельности на уроке: - активизация познавательных процессов;- развитие умения ребенка управлять собственными познавательными процессами;развитие познавательных способностей.Внимание ВосприятиеПамятьМышлениеПсихически - познавательные процессы ребенка, управления которыми поможет в проведении урока
Внимание Основные функции внимания: отбор значимых для деятельности объектов, игнорирование конкурирующих воздействий;удержание объектов в поле внимания;регуляция, контроль протекающей деятельности.Для управления вниманием учащихся необходимо: 1) уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;2) поддерживать внимание, опираясь на его закономерности;3) устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;4) формировать внимание учащихся.
Восприятие В процессе восприятия ярко проявляются индивидуальные особенности учащихся: Аудиальный, Визуальный,Кинестетический типы восприятия. Используемые приемы для понимания материала учащимися (с учетом индивидуальных психологических особенностей):выявление непонятного, соотнесение непонятного с понятным, перенос данных на новые случаи.
Память Различные техники запоминания:АссоциацииНа уроке для стимулирования ассоциативных процессов достаточно задать классу вопросы типа:Что напоминает вам это слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина?Выделение опорных пунктовСущность способа заключается в поиске каких-либо опор, точек отсчета, т.е. "зацепок", "крючков", в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические персонажи, смешные моменты, особенности шрифта, необычные, незнакомые слова, формулы и т.д.Приемы группировкиКлассификацияСхематизация Структурирование - прием установления связей между частями предмета или явления, позволяющий представить данный предмет или явление в целом.
Мышление У младших школьников преобладает образное мышление. Младший школьник может также мыслить логически, но отсутствие наглядных представлений объекта затрудняет оперирование понятиями, поэтому важно обеспечить взаимодействие конкретного и абстрактного мышления в процессе обучения. У подростков способность к абстрактному мышлению возрастает, изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Формирование абстрактных понятий происходит более успешно тогда, когда оно опирается на методически правильно подобранные наглядные образы. Развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятий в конкретных образах и представлениях.
Список полезной литературы Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.Ерастов Н.П. Культура умственного труда (Беседы о рациональной организации познавательной деятельности). Ярославль, 1973.Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока. Вологда, 1990.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1995. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л, 1988.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
Спасибо за внимание!