Повышение качества знаний учащихся через педагогику сотрудничества и диагностику учебно – воспитательного процесса Доклад на семинар
Педагогика сотрудничества
Педагогика – наука об искусстве сотрудничества. "Почти все педагоги смотрели на класс с кафедры, искали способы, с помощью которых учителю удобнее учить. Он впервые взглянул на класс с другой стороны – с парты. Он искал способы преподавать так, чтобы ученику было удобно учиться» (С.Л. Соловейчик)
Свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными. Педагогика сотрудничества это:1. Индивидуальная работа.2. Соревновательная.3. Кооперативная.
Основные элементы обучения сотрудничества:1. Работа ученика контролируется учителем.2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый. 3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).
При выполнении главной цели педагогики сотрудничества используется технология модерации .
Технология интерактивного обучения «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» (Т. Эдисон)
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).
Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей (М.И. Кларин).
Технология обучения – это система научно обоснованных действий всех, но, прежде всего, активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения (С.И. Змеев).
Раскрывая суть этого определения можно сказать, что в технологии есть:1 – четко определенные результаты (конкретные знания, умения, навыки, качества и ценностные ориентиры личности)2 – участники (элементы) технологической цепочки (педагог, учащиеся, источники и средства обучения, др.)3 – закрепленные функции каждого элемента4 – скоординированные действия каждого элемента5 – план-график «включения» элементов в технологический процесс (план-график образовательного мероприятия)6 – управляющий процессом (учитель, классный руководитель, воспитатель)Эти шесть составляющих формируют систему, целью которой является производство качественных ЗУНКов.
Принципы модерации:- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся); - прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Фазы (этапы) модерации:- инициация (начало урока, знакомство);- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);- эмоциональная разрядка (разминки).
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);мотивация всех участников образовательного процесса;мониторинг образовательного процесса;рефлексия педагога и обучающихся;анализ деятельности участников и оценка результатов.
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
АМ начала образовательного мероприятияТакие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасенийТакие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасенийДля выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:Метод «Фруктовый сад»
АМ презентации учебного материалаВ процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», , «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.
АМ организации самостоятельной работы над темойПри организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Метод «Автобусная остановка»
Активные методы релаксацииМетод «Земля, воздух, огонь и вода»
АМ подведения итогов урокаДля завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу