Педагогический совет на тему: «Самостоятельная деятельность школьников как основа развивающейся ответственности!»26 ноября 2013 года
Опытно-экспериментальная работа «Проектирование модели развития интеллектуальной успешности школьников на основе интерактивных образовательных технологий»2013-2016 уч. гг
Цели ОЭР:Создание и апробация модели развития интеллектуальной успешности школьников при внедрении ФГОС основного общего образования на основе использования интерактивных образовательных технологий.Цель первого диагностического этапа ОЭР:разработать и описать вариативную модель интеллектуальной успешности школьников
Логика используемого тезауруса:
Основное содержание педсовета - самостоятельная деятельность Проблема в организации работы по формированию у учеников готовности к самообразовательной деятельности в рамках школы
А. К. Громцева видит одним из путей решения этой проблемы в обучении учащихся различным приемам самостоятельного познания, а также в активизации позиции ученика в процессе обучения;Бондаревский предлагает основную роль в процессе обучения отводить самостоятельной работе учеников
Но все они сходятся на том, что ученик должен быть не объектом в процессе обучения, а активно действующим субъектом.Это обеспечение более активной позиции школьника в учении и будет помогать учителю в решении на болеевысоком уровне и других учебно-воспитательных задач
Проблема развития у школьников познавательной активности и самостоятельности издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Я. А. Коменский, Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, А. Дистерверг.
Педагоги прошлого возлагали большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процесс обучения исследовательского начала, на исключение догматики, формирование у учащихся мыслительных операций (анализ, обобщение, группировку). Выступали против зубрежки и схоластики в школе, за воспитание у школьников творческой активности. По их мнению, процесс обучения должен служить всестороннему развитию личности.
Бондаревский В. Б. говорит о том, что "главной задачей должно стать не воспитание человека, способного поступать правильно в тот момент, когда он находится под контролем родителей, учителей и т. д., а человека, способного к внутреннему самоконтролю, прекрасно понимающего значение самообразования и самовоспитания, умеющего творчески и содержательно организовывать свою жизнь. " [6, c. 31-33]
По определению Громцевой А. К. "Самообразование школьника – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования". [10]
Ряд существенных признаков самообразовательной деятельности. Для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания;Самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации самообразования;Важнейшим признаком СД является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием;
4. Самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером. Н. А. Рубанин говорит, что "беспорядочность и бессистемность сводят ее результаты к нулю"; [21]5. Сравнение с учебной деятельностью помогает выявить еще одну особенность самообразования.6. Самообразовательные интересы в' большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы". [19]