« Реализация целей обучения с помощью активных форм учебной работы». ».
Понятие форм организации процесса обучения Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления»
Функции форм обучения Ø Обучающе-образовательная Ø Воспитательная Ø Организационная Ø Психологическая Ø Развивающая Ø Интегрирующе-дифференцирующая Ø Систематизирующая и структурирующая Ø Комплексирующая и координирующая Ø Стимулирующая
Урок - основная форма организации процесса обучения Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
Таблица №4. Структура урока Организация начала занятия Проверка выполнения домашнего задания Подготовка к основному этапу занятия усвоение новых знаний и способов действий Первичная проверка понимания Закрепление знаний и способов действий Обобщение и систематизация знаний Контроль и самопроверка знаний Подведение итогов занятия Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Требования к современному уроку 1.Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей. 4.Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5.Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6.Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8.Эффективное использование педагогических средств. 9.Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся. 10.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности. 11.Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний. 12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Инновационные формы инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» .
Пирамида обучаемости учащихся по результатам американских исследований: Лекция-монолог 5% Чтение (самостоятельное) 10% Аудио-видеообучение 20% Показ (демонстрация) 30% Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе) 50% Практика в процессе деятельности 75% Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%