Портфолио учителя казахского языка и литературы Даулеткановой Саиды Кажимуканкызы КГУ «Средняя школа №6 города Зыряновска
Общие сведения об учителе Даулетканова Саида Кажимуканкызы Датарождения 16.12.1984 год Образование высшее,Восточно– Казахстанский государственный университет имениСарсенаАманжолова, 2008 год, «Казахский язык и литература», учитель казахского языка и литературы Педагогический стаж 7 лет Стаж по занимаемой должности 7 лет Стаж работы в данной организации образования 7 лет Квалификационная категория неимею
I часть Сведения об учителе
Мое педагогическое кредо Всегда в поиске! Поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка. Вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
IV часть Достижения учащихся
Самоанализ педагогической деятельности Я, Даулетканова Саида Кажимуканкызы , учитель казахского языка и литературы КГУ « Средней школы № 6 города Зыряновска», 1984 года рождении, окончила в 2008 году ВКГУ имени « С.Аманжолова». В данной школе работаю с 27.08.2008 года. Мой педагогический стаж составляет 7 лет. В свой практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. В данный момент преподаю в 3, 4, 9 классах. Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения. Новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах. Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства казахской речи, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальней шей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей. В классе стараюсь создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя уютно, комфортно. Стараюсь заинтересовать каждого ученика, создать условия для раскрытия и развития способностей обучающихся.
В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. На своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков, использую таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я провожу уроки-соревнования, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся. Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность, творчество. В течение последних 5 –ти лет работаю по поисковой теме: «Дифференцированный и индивидуальный подход к слабоуспевающим учащимся и учащимся с высокими учебными способностями». Разработка обозначенной темы требует определённых изменений в организации занятий – от традиционных, стандартных к активным формам обучения. Кроме того, те исследовательские навыки, которые учащиеся имели возможность получить в ходе учебных занятий. Они могли продемонстрировать их и во время участия в конкурсах, олимпиадах.
Основные документы Удостоверение личности выдано МВД РК ИИН: 841216401561
Трудовая книжка «Средняя школа № 6города Зыряновска» Приказ № 39 от 28.08.2008
Партийный билет № 0284085 от 25.12.2003
Сведение об образовании Восточно- Казахстанская государственный университет имени Сарсена Аманжолова, специальность:казахский язык и литература, 2008
Повышение квалификации Название курсов повышении квалификации К – во часов аудитор ныхзанятий Сроки Вид полученного документа «Орысмектептерінде қазақ тілін еуростандарт негізінде оқыту әдістемесі» 36 часов 12.09.200815.09.2008 Сертификат о повышении квалификации № 442 «12 жылдық білім беруге көшу жағдайында қазақ әдебиетін оқыту ерекшеліктері» 36 часов 12.09.2011- 16.09.2011 Сертификат о повышении квалификации №0233037
Название курсов Сроки Вид полученного документа Полный курс обучения компьютерной грамотности 05.05. 2008 Сертификат №635443/10150 Школа молодежного актива2011«Устойчивое развитие молодежного актива» 08.09. 2011- 11.09. 2011 Сертификат ВКО АМиДО
IІ часть Исследовательская работа по поисковой теме
Поисковая тема: Дифференцированный и индивидуальный подход к слабоуспевающим учащимся и учащимся с высокими учебными способностями
Этапы работы над поисковой темой 1 этап - ( 2008-2009 уч.г) Выбор индивидуальной темы исследования Формулирование цели и задач, достижение и решение которых предполагается в результате работы над темой исследования Изучение литературы и опыта работы ведущих педагогов по данной теме 2 этап - ( 2010-2012 уч.г) -Анализ и систематизация материалов научной и специальной литературы по теме - Внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность - Проведение мониторинга учебных достижений 3 этап - ( 2012-2015) - Обработка, анализ исследовательских данных, их обобщение - Распространение опыта работы
Актуальность темы Положительного результата в учебно — воспитательном процессе можно добиться учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так, как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке необходим особый подход в обучении. В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения казахскому языку остается технология дифференцированного обучения. Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой так как обучение в школе на современном этапе должно дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания.
Цель исследования обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе обучения казахскому языку. Задачи исследования * определить понятие «дифференциация», ее виды * обосновать необходимость дифференцированного подхода при обучении казахскому языку * определить основную задачу дифференцированного обучения * выделить группы учащихся по уровню обучаемости * разработать различные виды дифференцированной помощи * выявить особенности работы по вариантом на уроках увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы обеспечить его максимальное развитие
Объект исследования Процесс обучения учащихся на уроках казахского языка Предмет исследования Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении казахскому языку Методы исследования Изучение литературных источников, наблюдения за работой учащихся, индивидуальные и коллективные беседы с ними. Практическая значимость исследования Использование индивидуального подхода и внутри классной дифференциации позволят, повысить эффективность усвоения материала по казахскому языку
I этап На первом этапе работы по поисковой теме была подобрана и изучена научно- методическая литература, сформулированы цели и задачи, достижение и решение которых предполагается в результате работы над темой исследования. Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках казахского языка. Нет и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников , для других он слишком быстрый, для третьих - очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других - легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся . Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Нельзя не согласиться с известным психологом Н.А. Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников»
Первый этап. Цель: Изучение педагогического опыта и научной литературы по теме, выявление уровня развития интеллектуальных , коммуникативных умений учащихся. Задачи Содержание работы 1.Выявить исходный уровень: а) мотивации учащихся б)сформированностиучебных умений и навыков Разработказаданий на выявление уровня сформированности умений и навыков, анкетирование. 2.Исследовать возможности учащихся. Совместная работа с психологом. 3.Указать конкретные учебные показатели на конец 1-го этапа. Учащиеся должны: Систематически выполнять домашнее задание соответствующего уровня сложности. Работать на всех этапах урока. Осознать свои индивидуальные способности и мотивы в учебной деятельности. 4.Начать выбор и систематизацию дидактического материала. Отбор дидактического материала (апробация).
Результаты первого этапа. Анкетирование учащихся 5-го класса. Вопросы год 5 класс 2010год 6 класс Ты активен на уроках казахского языка, потому что: Хочу получить хорошую оценку. 83% 95 % 2.Хочу общаться на государственном языке. 49% 68 % 3.Мне нравятся уроки казахского языка. 65% 80 % 3.Потому что, казахский язык государственный язык. 60 % 75 %
Тематический учет знаний учащихся 8 Б класса № Ф.И.О учащих-ся Фонетика Морфология Лексика үн. заң буын дауысты дауыссыз жалғау Зат е. Сын есім Сан есім Есімдік Үстеу Етістік Ант., амон,син. Неологизм арх Ауыспалы тура мағ. 1 Алиева В В В В В В В В С С В В В С 2 Ахметова В В В В В В В В С В В В В В 3 Какаулина С С С В С С С С С Н Н с С С 4 Гейгер В В С С Н в С С С В Н В С С 5 Сагидолдинова В В В В В В В В С С В С В В 6 Куанышев В С В Н С В С С В С С В С В 7 Масимов В В С В С В В С В С В С С В 8 Сидоров в В в В С В С В С С С В В С 9 Шульгин С С Н Н В С С С Н С С В С С 10 Хайрутдинов С С В Н С С С Н С С В С С С 11 Лиханов С С С С С Н Н Н Н Н Н С С Н 12 Овсянников С С С С С С Н Н Н Н С Н С С 13 Тетерина В В В В В В В В С С В В С С
Вывод по первому этапу На первом этапе работы по поисковой теме мною было проведено анкетирование, исследование уровня развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся. Изучение умений и навыков было проведено в конце 2008 учебного года и позволило выявить уровень развития интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся. Запланированная на 2008– 2009 учебный год работа, направленная на развитие интеллектуальных, коммуникативных умений посредством использования дифференцированного и индивидуального подхода к слабоуспевающим учащимся и учащимся с высокими учебными способностями в обучении на уроках казахского языка, показывает положительную динамику. Задача на 2010– 2012 гг: продолжить развитие интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся на уроках казахского языка посредством использования дифференцированного и индивидуального подхода к слабоуспевающим учащимся и учащимся с высокими учебными способностями
Второй этап. Задачи Содержание работы Продолжить работу по положительной мотивации учащихся. Продолжить вести мониторинг изменений индивидуальных и коммуникативных умений учащихся Диагностика в начале и в конце учебного года. Сотрудничество с психологом. Анализ результатов. Внедрить вучебно–воспитательныйпроцессдифференцированныйи индивидуальный подход к слабоуспевающим учащимся и учащимся с высокими учебными способностями Учащиеся должны: Четко и грамотно говорить. Объективно оценивать своидостижения и достижения окружающих,проявлять инициативу. Продолжить систематизацию дидактического материала. Апробация на уроках.
Выявление структуры интересов учащихся по предмету. Наблюдения по критериям и показателям эффективности учебно-воспитательного процесса позволяют сделать вывод о степени сформированности познавательных процессов: уровня развития мотивации учения, специальных умений и навыков, показателей функциональной грамотности, степени готовности учащихся к образовательному воздействию. Большая часть учащихся проявляет интерес к предмету, принимает активное участие в предметных олимпиадах и имеет высокий результат. Но и есть такие учащиеся, которые относятся пассивно к изучаемому предмету.
Диагностика сформированности навыков Вывод: по анализу показателей успеваемости учащихся видно стабильность и прирост качества знаний. Алиева Асель, Сагидолдинова Назым, Ахметова Жанна, Сидоров Артем, Масимов Жумагазы, Тетерина Елена школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям. Задача - особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
Гейгер Екатерина, Какаулина Дарья, Куанышев Ануарбек, Шульгин Иван, Хайрутдинов Руслан школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту. Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. Лиханов Руслан, Овсянников Иван учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.) Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.
Вывод по второму этапу Результативность деятельности развития интеллектуальных, коммуникативных умений у учащихся 9 «Б» класса посредством использования дифференцированного и индивидуального подхода к слабоуспевающим учащимся и учащимся с высокими учебными способностями на уроках казахского языка , очевидна. Исходя из результатов диагностики, полученных на конец второго этапа исследования, можно отметить, что формы и методы дифференцированного и индивидуального подхода , применяемые на уроках казахского языка: обеспечили прочное и сознательное освоение учащимися системы знаний и умений по казахскому языку; научили грамотно говорить, строить логические цепочки, обобщать, делать выводы, оценивать полученные результаты; способствовали воспитанию, формированию навыков самостоятельной работы, устойчивого интереса к предмету; подготовили учащихся к практическому применению полученных знаний на других уроках и в жизни (участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах); научили объективно оценивать свои и чужие достижения, проявлять инициативу, воспитывать патриотизм, уважение к чужому мнению.
Третий этап работы Задачи Содержание работы Обобщение и анализ результатов работы. Подведение итогов, формулировка выводов. Проведена диагностика способностей и интересов учащихся. Внедрены в практику наиболее эффективные формы и методы учебно- воспитательного процесса. Завершить систематизацию дидактического материала. Апробация на уроках.
Мониторинговые исследования по казахскому языку Цель: проследить динамику качества знаний по предмету за три года. Объект исследования: качество образования, результаты УВП. Предмет исследования: результаты качества знаний за 2011-2015 учебные годы. Задачи исследования: провести сравнительный анализ результатов качества знаний по казахскому языку.
Мониторинг качества знаний в 5г классе за 2 года По мониторингу видно что в 5 г классе в 2011 -2012 году КЗ -66%, а в 2012- 2013 учебном году КЗ -79 %. Имеется прирост на 13%.
Мониторинг качества знаний в 7Б классе за 2 года По мониторингу видно что в 7 Б классе в 2011 -2012 году КЗ -67%, а в 2012- 2013 учебном году КЗ -71 %. Имеется прирост на 4%.
Мониторинг качества знаний за II четверть 2014-2015 учебный год Качество знаний во II четверти составило в 3А- 83%, в 3Г -77%,в 4А -83%, в 4Б- 83%, в 4В- 83%, в 4Г- 64%, в 9В -75%. Класс К-во на начало К-во на конец «5» «4» «3» КЗ СОУ 3А 12 12 5 5 2 83 74 3Г 22 22 7 10 5 77 69 4А 12 12 4 6 2 83 71 4Б 12 12 5 5 2 83 74 4В 12 12 6 4 2 83 77 4Г 14 14 4 5 5 64 64 9В 13 12 - 9 3 75 57
Вывод: Анализ результатов качества знаний по итогам трех лет показал следующее: Качество знаний по предмету повышается, улучшаются общеучебные умения и навыки, мотивация к учению на достаточном уровне. Результаты года свидетельствуют о том ,что 60 % учащихся справляются с заданиями повышенной сложности ,владеют разговорной и диалоговой речью, прекрасно справляются с творческими заданиями. Внедрение в педагогический процесс дифференцированный и индивидуальный подход к слабоуспевающим учащимся и учащимся с высокими учебными способностями, различных форм организации познавательной деятельности даёт положительную динамику роста уровня знаний по предмету. Мониторинг качества знаний за последние 3 года 2011-2012 2012-2013 2014-2015 КЗ 67% 61% 78%
Результаты, полученные к концу третьего этапа. Положительная динамика мотивации учащихся Вопросы 2011г. 2013 г. Ты активен на уроках казахского языка, потому что: Хочу получить хорошую оценку. 95 % 97 % 2.Хочу общаться на государственном языке. 68% 80 % 3.Мне нравятся уроки казахского языка. 80% 85 % 3.Потому что, казахский язык государственный язык. 75 % 85 %
Вывод по третьему этапу: К концу третьего этапа выявила стабильное повышение развития творческого мышления,памяти учащихся. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Зная особенности условно-рефлекторной и психической деятельности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей. Дифференцированного обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи учащихся. Поставленные цели поисковой работы достигнуты, у группы учащихся наблюдается развитие творческого мышления, улучшились навыки устной и письменной речи на государственном языке. Таким образом, я убедилась, что использование дифференцированного и индивидуального подхода к слабоуспевающим учащимся и учащимся с высокими учебными способностями на уроках казахского языка позволяет повышать качество знаний учащихся, развивать специальные умения и навыки, творческий потенциал.
Участие в творческих конкурсах Название конкурса Уровень Год Место Конкурсвыразительного чтения художественных произведенийОралханаБокеева Районный 2010 2011 2012 2 2 2
Участие в общественной жизни школы Название соревнование Уровень Год Место Соревнования на первенствоЗыряновскогорайона среди работников образования по легкоатлетическому кроссу «Золотая осень» Районный 2008 2 Соревнования на первенство Зыряновского района среди работников образования по шашкам Районный 2012 3
Распространение педагогического опыта Мероприятие Тема Форма Класс Год Декада посвященная Дню Республики Казахстана Интернет.Жайсөйлемніңтүрлері Открытый урок 8 2009 Декада посвященная Дню Языков народов Казахстана Санесім.Қайталаусабағы Открытый урок 5 2011 Қазақтілісабағы.Нәтижесабақ Открытый урок 4 Мақтанышым–тілімменің Конкурс выразительного чтения 4 2014 Научно – методическое совещание Отбасытатулығы Проект открытого урока 4 2015 Научно – творческая лаборатория гуманитарного цикла Формирование мотивации учения у учащихся Доклад - 2014 Педагогический совет Дифференцацияобучения Доклад - 2014
Публикация «Қазақтілісабағында.Нәтижесабақ» на странице интернет – проекта « Копилка уроков – сайт для учителей»
Публикация «Использование стратегий критического мышления на уроках казахского языка» на странице интернет – проекта « Копилка уроков – сайт для учителей»
1.Благодарность за высокие качественные показатели в деле обучения, воспитания и развития 2. Благодарность за подготовку призеров интеллектуальных конкурсов международного, республиканского,районного уровней.
Достижения учащихся районного, областного уровня Фамилия,имя Названия конкурса Уровень Год Место ДузбаевАлмат Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2009 2012 3 2 УсеновТимур Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2011 2012 2 1 Сергиенко Александра Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2011 2 МицыхАлександра Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2012 3 ДюсембековаДинара Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2012 3 Романова Екатерина Конкурс «Жарқынболашақ Районный 2012 Участие Красильников Михаил Конкурс «Жарқынболашақ Районный 2013 3 КалташоваПолина Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2014 1 Соломина Дарья Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2014 2 АдиловШамиль Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2014 2 Пантелеева Диана Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2014 2 ЕргазыИслам Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2014 1 ЕгоринДаниил Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2014 2 Михайлов Илья Интеллектуальный конкурс «Айналайын» Областной 2014 2
Результаты олимпиад и конкурсов Фамилия,имя Названия конкурса Год Место КакаулинаДарья Школьная олимпиада 2012 3 Ишмуратова Наталья Школьная олимпиада 2012 2 Жұмашев Алмаз Школьная олимпиада 2012 1 Аубакирова Элина Конкурс выразительного чтения 2011 2 ТабаковаДарья Конкурс выразительного чтения 2011 2 Величко Ирина Школьная олимпиада 2014 3
Результаты учащихся во внеклассной деятельности
Отзывы об учителе Все учащиеся Саиды Кажимукановны, по её словам, способные, но дети разные, и подход к ним должен быть тоже разным. А чтобы подобрать ключик к их сердцам, нужно детей хорошо знать. Отличительное свойство работы Саиды Кажимукановны - настойчивое, целеустремлённое воспитание желания у детей учиться, оптимизма, веры в свои силы. Строя работу с ребятами, она прежде всего старается поставить каждого ученика, а особенно слабого, застенчивого, неуверенного в ситуацию успеха, чтобы ребёнок почувствовал и увидел зримые результаты своего собственного труда. коллеги