Подход к воспитанию в современной отечественной педагогике
Педагогическая теория — своеобразная стратегия педагогической деятельности: она «отслеживает» изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе. Привычные и фундаментальные теории «рассыпаются» в современной социокультурной ситуации, уступают место новым теоретическим концепциям, определяющим новые подходы к воспитанию.
В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определённо оформились такие подходы: формирующий культурологический синергетический социализирующий герменевтический аксиологический антропологический психотерапевтический
Формирующий подход (И.З.Гликман, А.И.Кочетов, Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов) Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействуя словом, примером, делом. Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» — «объяснить» — «упражнять». Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные. Именно поэтому в поведенческой модели воспитания так важны оценки в баллах, очки, соревнования.
Культурологический подход (О.С. Газман, А.В.Иванов, Н.Б. Крылова) Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Главное — взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание — это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка. Сторонники культурологического подхода считают центральной фигурой образования, его главным действующим субъектом самого ребенка. За ребенком утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить». Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) ребенка в рамках его проблем. Педагог-фасилитатор не позволяет себе прямо организовывать деятельность и общение детей, контролировать и оценивать их поступки, управлять их поведением. В своей деятельности фасилитатор реализует понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, свой открытый личностный интерес к нему.
Синергетический подход (В.А.Игнатова, С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелева) Этот подход к воспитанию сложился на основе теории самоорганизации сложных систем. Синергетика - наука, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой. Характерная особенность синергетического подхода к воспитанию — признание возможности нескольких путей преобразования личности и выхода из критической, неустойчивой воспитательной ситуации скачком. Синергетический взгляд на воспитание объясняет феноменальную природу «метода взрыва». Если воспитательное взаимодействие находится вдали от точки бифуркации (выбора), то происходит чисто внешнее, количественное изменение поведения и деятельности воспитанников.
Социализирующий подход (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая) Представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения.
Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является «социальное воспитание». Современные сторонники социального воспитания не имеют единого определения этого понятия, а оперируют такими формулировками: — воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни; — целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации; — педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения и деятельности; — педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних); — педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе; — педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.
В рамках социализирующего подхода активно разрабатываются также новые ценностные установки образовательной политики современной России: - сотрудничество государственных институтов образования и семьи; - обогащение воспитательных возможностей школьного сообщества; - обеспечение гармоничного соотношения социализации и индивидуализации в процессе воспитания; - создание образа мира как результата совместной деятельности и общения взрослых и детей; - организация практики социальной деятельности школьников, их социального творчества; - развитие у школьников опыта самоуправления, нормотворчества, гражданской инициативы.
Герменевтический подход (А.Ф. Закирова, В.П.Зинченко, Ю.В. Сенько, И.И.Сулима) С позиций герменевтики, воспитание — это обращение к психическому опыту субъекта, к его «жизненному миру», который проявляется как переживание. Иными словами, человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе. Поэтому переживания ребенка — главный предмет деятельности воспитателя. Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя.
Аксиологический подход (В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург) Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это — сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества.
Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей. Он включает несколько этапов: • предъявление ценности в реальных условиях воспитания; • ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности; • выявление смысла ценности и ее значения; • принятие осознанной ценности; • включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников; • закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.
Антропологический подход (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.Б.Куликов, Л.М.Лузина, В.И.Максакова) Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека — потребность в воспитании.
Антропологическая воспитательная система строится с учетом следующих условий: — открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечности, доверия, благодарности, терпимости); — специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта здорового образа жизни и безопасного поведения; — постоянная педагогическая диагностика, изучение, в первую очередь, природных задатков, внутренних предпосылок дарований и способностей детей; — организация воспитательного процесса с учетом специфики ведущих видов деятельности в конкретном возрастном периоде; — обеспечение самоопределения личности каждого воспитанника в деятельности (преодоление трудностей, проявление инициативы и ответственности); — природосообразные, ненасильственные методы, использование «здоровьесберегающей технологии» воспитания.
Психотерапевтический подход (В.М.Букатов, Н.П.Капустин, В.П.Кащенко, Л.Д.Лебедева, Т.А.Стефановская) Воспитание в современной педагогике все чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в проблемную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее воздействие на детей и помогают им перестраивать эмоциональные переживания, снимают физическое и психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости.
Спасибо за внимание!