Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования2) Цели и задачи научно-педагогического исследования3) Гипотеза научно-педагогического исследования4) Актуальность, новизна и понятийный аппарат научно-педагогического исследования5) Основные требования, предъявляемые к научным исследованиям в области профессиональной педагогики
Состав методологической части определение проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы, описание целей, задач, уточнение терминологии.
Состав процедурной части разработка плана исследования,описание методов и техники сбора фактических данных, способов их анализа в соотношении с гипотезами, логика и структура текста научной работы.
Проблема исследования Описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания – и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей.Ответ на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?
Объект исследованияПод объектом исследования понимаются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования отвечают на вопрос: что исследуется?
Предмет исследованияПод предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Необходимо ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?
ПримерОбъектом исследования в педагогике может быть процесс обучения в целом, а предметом могут быть только методы или отдельный метод обучения.
ПримерТема диссертационного исследования Т.А. Анохиной - «Учебник как средство систематизации знаний учащихся». Объект исследования (что исследуется) - «Учебник как средство систематизации знаний учащихся в процессе обучения». Предмет исследования – «функции структурирования информации в тексте учебника, обеспечивающего систематизацию знаний учащихся».
Искомым результатом могут стать анализ, закон, закономерность, гипотеза, идея, классификация, концепция, метод, модель, подход, понятие, правило, прием, принцип, описание, рекомендация, система (дидактическая, методическая, воспитательная), средство, теория, тенденция, терминология, типология, требование, условие, функции и др.
Иерархия целей исследования в области педагогики (Ю.К. Бабанский)обоснование новой или предлагаемой системы мер по совершенствованию предмета исследования;обоснование новой или предлагаемой педагогической закономерности; выявление комплекса необходимых учебных, воспитательных, психологических условий успешного решения педагогических задач сегодняшнего дня в педагогике; отбор оптимального объема, сложности, логики раскрытия содержания обучения и воспитания; обоснование новых методов обучения, форм средств обучения и воспитания; выявление новых приемов контроля за эффективностью обучения и воспитания; разработка методологических методов педагогических исследований.
Термины для описания задачанализ, выявление, дополнение, исследование, изучение, конкретизация, обобщение, описание, определение, проверка, разработка, рассмотрение, совершенствование, систематизация, уточнение и др.
Цели исследования могут быть направлены на: решение определенных теоретических вопросов; экспериментальное изучение практики решения избранной проблемы; обоснование необходимой системы мер по дальнейшему совершенствованию теории и (или) практики подготовки учащихся в профессиональных образовательных учреждениях; экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия их критериям оптимальности; разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике.
Тема аттестационной работы «Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов»
Цели исследования:1) выявить дидактические условия, при которых оптимально формируется культура учебной деятельности студентов;2) определить пути их формирования.
Задачи исследования:1) изучить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов как педагогическую проблему; 2) в процессе опытно-экспериментальной работы проверить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов (на примере педагогического факультета Калининградского государственного университета); 3) разработать технологию и рекомендации по управлению формированием культуры учебной деятельности студентов.
Основные компоненты гипотезы определенная посылка, т.е. исходные данные научного рассуждения; движение или взаимозависимость понятий; предполагаемый результат, как реализация цели исследования
Пример 1Тема: «Роль педагогического мастерства преподавателя в формировании знаний студентов»Гипотеза: «Чем выше педагогическое мастерство преподавателя, тем более глубокие знания у студентов он формирует».
Пример 2Тема: «Роль продуктивных методов обучения в развитии обучающихся».Гипотеза: «Продуктивные методы обучения служат средством развития обучающихся в том случае, если их применение сочетается с положительной мотивацией интеллектуальной деятельности».
Пример 3Тема: «Формирование мотивации конфликта у старших школьников».Гипотеза: «Педагогическая мотивация формирования конструктивной мотивации конфликта будет научно обоснована, если:рассматривать формирование мотивации конфликта в качестве педагогической цели;вычленить существенные признаки и функции названной мотивации;определить уровни ее развития;разработать и экспериментально проверить систему средств формирования названной мотивации».
Термины для описания теоретической новизны исследованиязакон, закономерность, идея, концепция, модель, принцип, система (дидактическая, воспитательная), теория, тенденция, условия, функции и др.
Термины для описания практической новизны исследованияприем, описание, правило, рекомендация, способ, средство, технология, требование и др.
Тема: «Формирование мотивации конфликта у старших школьников»Теоретическая новизна исследования:выявлены сущность и функции мотивации конфликта в педагогике;выявлены условия формирования мотивации конфликта старшеклассников в педагогической деятельности.Практическая новизна исследования состоит в том, что в нем обоснована и разработана педагогическая технология формирования мотивации конфликта.
Темы аттестационной работы «Особенности отношения преподавателей к современным педагогическим технологиям». «Мотивы выбора профессии преподавателя».Задание: Сущность каких терминов должен рассмотреть исследователь?