Дерзкова Н.П., проректор АПК и ППРО
Модернизация системы ПО Федеральные государственные образовательные стандарты 1.Как фактор развития системы подготовки кадров 2.Как ресурс реализации ФГОС Модернизация системы ДПО Модернизация системы аттестации кадров
Портрет российского учителя: что говорят результаты международного исследования TALIS «Данные последних международных исследований убедительно свидетельствуют о том, что качество работы учителя является главным, решающим фактором, определяющим успешность образовательной системы и прирост качества образовательных результатов ее учащихся» М.Барбер, М.Муршед. Как добиться высокого качества образования в школах. // Вопросы образования, 2008.
Критерии готовности (ресурсный подход) 1. Соответствие нормативной базы образовательного учреждения требованиям ФГОС ООО 2. Соответствие финансового обеспечения образовательного учреждения требованиям введения ФГОС ООО 3. Соответствие организационного и методического обеспечения требованиям введения ФГОС ООО 4. Соответствие информационного обеспечения требованиям введения ФГОС ООО 5. Соответствие материально-технического обеспечения требованиям введения ФГОС ООО 6. Соответствие кадрового обеспечения требованиям введения ФГОС В целом, если сравнить результаты мониторинга по всем показателям, то наибольшую степень готовности к введению ФГОС в начальной школе можно зафиксировать именно по показателю «степень готовности педагогических и управленческих кадров» При этом важно понять какой содержательный смысл мы сегодня вкладываем в трактовку этого показателя - «степень готовности педагогических и управленческих кадров»
Показатели результативности зарплатного проекта Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
Что есть результат? Какие результаты востребованы? Должен ли этот результат быть инвариантным? Кем востребованы результаты? Как оценить результат (критерии, КИМы)? Каковы временные рамки оценивания? Каковы процедуры оценивания? Когда можно говорить о готовности кадров к реализации ФГОС ООО?
Портрет российского учителя: что говорят результаты международного исследования TALIS Исследование показало, что роль учителя в современном мире меняется, становится шире область его ответственности. Учителю нужно: Уметь работать в команде (индивидуальный результат сегодня недостижим) Совместно планировать образовательную деятельность Работать в виртуальной среде и открытом образовательном пространстве Уметь отслеживать и направлять развитие индивидуальных успехов учащихся Организовывать и участвовать в проектах Давать профессиональные консультации родителям Уметь работать в поликультурной среде Интегрировать детей со специальными потребностями и др.
Способы решения: международный опыт Создание четких и измеряемых стандартов компетентностей учителя Построение гибкой системы повышения квалификации Создание жестких требований на входе в профессию, одновременно предоставление возможностей для постоянного обновления кадрового состава Последовательная работа по сопровождению начинающих учителей и введение их в профессию
Требования к результатам освоения ООП общего образования Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению; социальные компетентности и др. Метапредметные: освоение метапредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования, построение индивидуальной образовательной траектории Предметные: освоение умений, специфических для предметной области, виды деятельности по получению нового знания, , его преобразованию и применению в новых ситуациях, формирование научного типа мышления и др. Требования к: Результатам освоения программ профессионального образования (Стандарт ВПО) Результатам освоения программ ДПО (?????) Аттестации педагогических и управленческих кадров (нормативные документы, регламентация процесса, КИМы)
Бакалавриат Магистратура Специалитет Академические результаты, научно-исследовательские компетенции (подготовка магистрской диссертации) Личностно-профессиональное развитие (рефлексия, построение индивидуальной образовательной траектории) Технологическая подготовка Мотивация (практики)
Аттестация педагогических и управленческих кадров Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 24 марта 2010 года №209 Методические материалы федерального уровня: Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений http://mon.gov.ru/dok/akt/7617/; Письмо Департамента общего образования «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников» 03-339 от 29 ноября 2010 г. http://mon.gov.ru/dok/akt/8053/ Нормативно-методические материалы регионального уровня
Модернизация системы ДПО Разработаны проекты модельных методик организации и финансирования системы ДПО, обеспечивающие непрерывность, и адресный подход к повышению квалификации; Подготовлен план действий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и модернизации педагогического образования на 2012-2013 годы Предусмотрено создание стажировочных площадок
Модернизация системы ДПО идет по пяти направлениям: Реформирование финансово-экономического обеспечения системы ДПО, основанное на принципах нормативно-подушевого финансирования; Реформирование организационной модели ДПО в направлении ее децентрализации (определяет механизмы реформирования существующей системы в открытую децентрализованную систему непрерывного образования, ресурсный потенциал которой на конкурсной основе распределяется между несколькими обособленными или ассоциированными субъектами реализующими программы повышения квалификации); определение требований к организации и осуществлению образовательного процесса, направленного на индивидуализацию программ ДПО (предполагает перевод организации повышения квалификации в режим модульно-накопительной организации образовательного процесса и к учету результатов повышения квалификации в системе кредитно-зачетных единиц); формирование нового порядка итоговой аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку (предполагает установление возможности влияния результатов повышения квалификации на размер заработной платы педагогических и руководящих работников сферы образования); формирование механизмов государственно-общественного контроля качества в системе ДПО, построение системы мониторинга состояния системы ДПО (предполагает обеспечение системного сбора и анализа информации об образовательных потребностях педагогических и управленческих кадров, условиях и результатах их удовлетворения).
10 % учителей 10 % учителей 80 % учителей Тип сопровождения - наставничество Тип сопровождения - консультирование Тип сопровождения - тьюторство
* Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся
Принцип для сравнения Повышение квалификации Профессионализация 1. Цели Профессиональные ЗУНы Компенсация Адаптация Построение себя как профессионала Управление собственной профессиональной деятельностью Профессиональный универсализм 2. Результат Овладение профессией Усвоение новых знаний (воспроизведение) Получение более высокой категории Применение знаний и умений в практике Отрефлектированная практика Новый опыт, новые практики Культурное осознание, оформление Профессиональные компетенции Освоение новых процессов, включение их в профессиональную деятельность 3. Способы, средства, методы Методы: дидактические: информационно-сообщающие; объяснительно-иллюстративные; формирование умений и навыков Средства: книги, печатные материалы, другие источники информации Проблематизация прежнего опыта Методологический ход (исследование, проектирование) Освоение новых видов деятельности Профессиональная рефлексия 3. Способы, средства, методы Методы: дидактические: информационно-сообщающие; объяснительно-иллюстративные; формирование умений и навыков Средства: книги, печатные материалы, другие источники информации Проблематизация прежнего опыта Методологический ход (исследование, проектирование) Освоение новых видов деятельности Профессиональная рефлексия 5. Объект Слушатель Специалист, осознающий свои проблемы, мотивированный на их решение 6. Субъект Преподаватель Тьютор
Тезис 3: В условиях проведения одновременных системных изменений во всех элементах системы подготовки кадров необходима существенная координация действий всех субъектов изменений, направленная на стандартизацию и институционализацию результатов инновационной деятельности; разработка механизмов реализации федерально-региональных моделей подготовки кадров
Спасибо за внимание! [email protected] (495) 452-75-38