ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики 900igr.net
О СМЫСЛАХ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Тряпицына А.П., член-корр.РАО, д.п.н., проф., директор НИИ общего образования РГПУ им. А.И.Герцена ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Научно-практическая конференция
* Эпиграф Как мне открыть эту дверь? А ты уверена, что открыть надо именно эту дверь? Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес», 1864 г.
* Основные ориентиры образовательной политики Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ Проект Федерального Закона РФ «Об образовании» статья 19
* Основные ориентиры образовательной политики Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством РФ в сфере образования; Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Проект Федерального Закона РФ «Об образовании» статья 19
* Камо грядеши лат. Quo vadis — «куда идёшь» КУДА И ЗАЧЕМ ???
* Основной ориентир поиска современных смыслов инновационной и экспериментальной деятельности Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства Проект Федерального Закона РФ «Об образовании» статья 2
* Современное состояние Реальный приоритет модернизации – интересы государства – ориентация на институциональную модернизацию (модернизация управления и экономики образования)
* Выводы экспертов ПНПО 1) Сам конкурс предполагал представление инновационных образовательных программ, а были представлены Программы развития учреждения; 2) Не удалось выявить связь между педагогическими достижениями и инновационной деятельностью педагогических коллективов, фактические это свидетельствует о том, что при реализации ПНПО произошла подмена целей конкурса – стали выявлять лучших учителей, лучшие школы, но не педагогические достижения, которые стали бы ориентиром развития для всей системы образования.
* Дифференциация на уровне школ: высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных. Проблемы
*
* Завтрашние вызовы образованию Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов Становление нового технологического уклада (высокотехнологическая экономика требует от образования повышения ценности креативности, индивидуальности, применения знаний, преодоления подходов, ориентированных на подражание, копирование и послушание) Кризис традиционной модели детства Утрата формальным образованием (в т.ч. школой) монополии на образование и социализацию. Возрастание значимости разнообразия школы как отклик на потребности учащихся и их родителей в различных образовательных альтернативах Возрастание потребности школы в высоко квалифицированных учителей с высокой мотивацией профессиональной деятельности
* Проблемы В повседневной жизни школы происходит дальнейшая деградация целевых ориентиров….. если достигнутые школами результаты (процент успеваемости, поступления выпускников школ в профессиональные учебные заведения, успешное выполнение проверочных работ при аттестации школ и т.п.) соответствует требованиям, которые предъявляются школе, то не возникает необходимости в освоении новых образовательных технологий, в поисках новых подходов к организации образовательного процесса, и модернизации системы оценивания образовательной деятельности учащихся и в иных качественных изменениях школьного образования» О.Е.Лебедев. Результаты школьного образования в 2020 году. Ж.Вопросы образования, № 1, 2009.
* Проблемы Определенное несовершенство индикаторов и методик оценки качества образования и работы учителя, будучи усилено экономическими механизмами, в немалом числе случаев оказывало разрушающее воздействие на содержательную сторону образовательного процесса, заметно возросла доля учителей, жалующихся на чрезмерную нагрузку, бюрократические проблемы, на несоответствие содержания работы и аттестации.
* Вывод экспертов Программы социально-экономического развития России Активное и масштабное разворачивание институциональных реформ в образовании в последние годы натолкнулось на ограничения системы, неготовой их воспринять и «переварить». Это усиливает риски имитации инновационной деятельности на уровне образовательных учреждений и выше. Заключение экспертов по актуальным вопросам развития сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе в контексте социально-экономической стратегии России до 2020 года
* Инновации в образовании Инновация – нововведение – введение ( процесс) – внедренное новшество, обеспечивающее повышение эффективность действующей системы , путем достижения нового качества результатов . Инновации в образовании относятся к социальным инновациям - новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества. Ценность инновационных изменений - фиксированное получение дополнительной ценности ( опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
* Важнейшее условие Важнейшим условием, обеспечивающих успешность реформ является участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние. Правительство лишь предоставляет условия для осуществления изменений педагогического характера, однако, мотивированное участие всех заинтересованных в развитии образования лиц очень важно тогда, когда реформы планируются, и тогда, когда они находятся в стадии осуществления
* Важнейшее условие Педагог есть начало и конец каждой школьной реформы. Моисей Матвеевич Рубинштейн Жизненные комплексы в трудовой школе. Критическое обоснование комплексного преподавания. М, 1925. с. 87.
* Философия учителя «Человеку преподающему, вовсе не обязательно принять, сделать руководством к действию какую-нибудь одну определенную концепцию, но внимательно и критически изучить теории, разработанные профессиональными философами образования, — важный шаг для выработки собственного профессионального мировоззрения. Фактически любой преподающий имеет собственный подход, он может быть не вполне осознанным, не формулироваться в строгих понятиях, но этот подход непременно выражается в его поведении» Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М, 2000, с. 4
* Авторские школы Авторские школы различаются не только по именам их создателей и руководителей, но и по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе построения новой образовательной системы
* Авторские школы Яснополянская школа Л. Н. Толстого, Таврическое училище М. О. Косинского, Учебные заведения Н. Ф. Бунакова, М. А. Богдановой-Быковой; школа С. А. Рачинского Дом свободного ребёнка во главе с К. Н. Вентцелем Школы В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинского, Ф. Ф. Брюховецкого Школа диалога культур» (Библер, С. Ю. Курганова), «Школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов), «Школа самоопределения» (Тубельский) Воспитательные заведения Я. Корчака, А.С.Макаренко
* Авторские школы Проекты авторских школ впервые были выдвинуты на конкурсе, проведённом «Учительской газетой» в 1987. В результате трёх туров общественно-государственной экспертизой из 250 проектов отобрано 6 (В. С. Библера, Н. П. Гузика, E. M. Ерёминой, Д. А. Лебедева, С. А. Марьясина, В. Н. Тубельского). В августе 1988 соответствующим учебным заведениям было присвоено название «Авторская школа».
* Авторская школа и режим эксперимента Режим экспериментирования в авторской школе неповторим и уникален. Сформировавшаяся у автора концепция и проект её реализации дополняются и в определённой мере изменяются коллективом педагогов. Реализация авторских проектов требует соответствующего научного обеспечения.
* Опытно-экспериментальная работа Опытно-экспериментальная работа – возникает на основе социальной инициативы конкретной школы в логике основных направлений образовательной политики и отражает авторскую философию развития школы.
* Авторская школа и режим эксперимента На рубеже 20-21 вв. в авторских школах складывается понимание инновационной деятельности как деятельности «выращивания» нового опыта и нового знания в совместной деятельности учителей, учащихся и исследователей проблем образования.
* Методика «выращивания» нового опыта и нового знания наличие авторской нетривиальной идеи, отражающей новые социальные потребности субъектов образования и «вызовы времени»; проведение серии синхронных локальных экспериментов, объединенных ведущей идеей исследования; научное сопровождение экспериментов; подготовка учителей к освоению нового по модели внутрифирменного обучения; организация постоянного (фокус-группового) обсуждения учителями промежуточных результатов, их эффектов и возможных рисков.
* Эксперимент в образовании ЭКСПЕРИМЕ НТ (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов, главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
* Экспериментальная педагогика Задача: путем точного наблюдения…. и использования инструментальных методов прийти на помощь педагогу и дать нормативной педагогике научную основу. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ– начало ХХ века. М. 1991,с.177 - 179
* Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент - это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности.
* Эксперименты в образовании К началу 1950 гг/ экспериментальная работа осуществлялась более чем в 40 учебно-воспитательных учреждениях, деятельность которых координировалась с планами АПН РСФСР. В 1966 насчитывалось 9 базовых школ АПН, ряд которых имел статус школы-лаборатории, а их педагогические коллективы состояли из школьных работников и научных сотрудников академических институтов. В 1987 при АПН СССР насчитывалось 14 базовых экспериментальных школ, в том числе по проектированию модели школы будущего под руководством Mихаила Hиколаевича Скаткина.
* Таким образом… Существуют два пути реализации инновационных изменений: Авторская философско-педагогическая концепция - инициирование инновационной деятельности – организация ОЭР- достижение нового качества - диссеминация Авторская научная концепция – научная гипотеза – эксперимент -достижение нового качества - диссеминация
* Современный этап Необходимо осознание объективной потребности в интеграции науки и практики, что находит свое отражение в опытно-экспериментальной работе, которую правомерно рассматривать как проектировочную деятельность, как «выращивание» нового опыта и нового знания в совместной деятельности учителей, учащихся и исследователей проблем образования. Наличие такой интеграции позволяет осуществить целостный инновационный процесс: научное обоснование идеи прикладные разработки научно-методическое обеспечение процессов внедрения нового в массовую практику достижение нового качества результатов: повышение качества жизни и развитие человеческого потенциала
* Современные смыслы поиск путей поддержки процессов развития культурно-профессиональной идентичности учительства, которая понимается как осознание ценностно-смыслового отношения учителя к профессиональной деятельности через систему ценностей, определяющих характер профессионально-педагогической деятельности (Е.В.Пискунова); поиск ценностно-смысловых характеристик образовательного процесса и образовательных результатов на стороне ученика, общества и государства; поиск путей повышения эффективности ОЭР за счет преодоления мелкотемья и дублирования, координации работы в рамках одной проблемы, организации обмена опытом ( ресурсные центры) и объединения научных ресурсов поддержки ОЭР.
* Экспериментов бояться – в педагогику не идти! Пётр Фёдорович Каптерев
Благодарю за внимание!
О СМЫСЛАХ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Тряпицына А.П., член-корр.РАО, д.п.н., проф., директор НИИ общего образования РГПУ им. А.И.Герцена ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Научно-практическая конференция