ПОРТФЕЛЬ индивидуальных образовательных достижений ученика Красноярск ноябрь 2009 Пинская М.А. 900igr.net
Почему нужен портфолио Современный ученик: Овладевает умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Современный учитель: Становится консультантом, направляет самостоятельную деятельность ученика. «Российское образование – 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях»
Портфолио Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. (Marzano R.J.) Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. (Valencia, 1990)
Виды «портфолио» Портфолио документации Портфолио показательный Портфолио рабочий Портфолио оценочный
Возможности портфолио Аутентичное оценивание (истинное, настоящее, подлинное, верное), «подлинное оценивание» или «оценивание реальных достижений учащихся»
Задачи портфолио Выполнять роль индивидуальной накопительной оценки, дополнять результаты тестирования и других традиционных форм контроля. Показывать индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников. Создавать основу для самоопределения ученика.
Построение образовательного рейтинга ученика 1. Итоговая аттестация (экзамен по русскому языку и математике +два экзамена по выбору с ориентацией на профиль) + 2. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио)
Структура комплексного портфолио 1. Документы – достижения, результаты, регалии 2. Работы – продукты, прогресс 3. Отзывы, планы – рефлексия, самооценивание
Количественная оценка материалов портфолио Позиции Компоненты Результаты Блок А Олимпиады Городская: -победитель -призёр Районная: -победитель -призёр Школьная (победитель) 5 4 3 2 1 Блок Б Иные сертификаты Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные тестирования и курсы по предметам Школьные и межшкольные научные общества Конкурсы и мероприятия, организованные МОС От 1 до 5
«Портфель документов» Вид представления Преимущества Ограничения Диплом Грамота Свидетельство Сертификат Обеспечивает возможность количественной, максимально объективной оценки материалов портфолио Не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п.
«Портфель работ» Вид представления Преимущества Ограничения Тексты работ Электронные документы Видеозаписи Фотографии Модели, продукты Охватывает широкий спектр проектной, исследовательской, творческой активности ученика. Показывает динамику его индивидуального развития и направленность интересов. Сложность количественной оценки представленных материалов. Необходимость экспертного оценивания и стандартизации критериев.
«Портфель отзывов» Вид представления Преимущества Ограничения Планы Рецензии Отзывы Резюме Самоотчёты Рекомендатель -ные письма Включает механизмы самооценки, облегчает самоопределение, поддерживает выбор профильного направления. Сложность формализации и учета собранной информации.
Итоговый документ портфолио Конкурсы № Название Область знаний Уровень Результат Дата Оценка
Итоговый документ портфолио Олимпиады № Название Предмет Уровень Результат Дата Оценка
Итоговый документ портфолио Достижения в системе дополнительного образования, довузовской подготовки и иных образовательных учреждениях № Название Сфера учёбы Учреждение Результат Дата Оценка
Итоговый документ портфолио Практики, проектные и творческие работы № Название Род деятель- ности Учреждение Результат Дата Оценка
ОБРАЗЕЦ ПОРТФОЛИО
ОБРАЗЕЦ ПОРТФОЛИО
Результат использования портфолио Получена картина индивидуального прогресса и активности ученика в широком образовательном пространстве. Продемонстрированы его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Контекст работы с портфолио Регулярная обратная связь, предоставление ученику информации о его результатах и возможных дальнейших шагах к их улучшению. Уровневое оценевание. Критерии оценивания определяются учебными целями, стандартом результатов и показывают, в какой степени они освоены учеником на данном этапе. Учебные цели, стандарт результатов и уровни достижений, как и критерии оценивания, открыты и предъявлены ученику. Оценивание включает такие формы, как самооценивание, партнёрское и групповое оценивание.
Оценочная рубрика исследовательской работы (35 возможных баллов) Уровень достижений Основная презентация (10 баллов) Понимание (10 баллов) Структура аргумента-ции (10 баллов) Использова- ние различных источников (5 баллов) Образцо- вый Ставит конкретные и проверяемые вопросы для исследования. Даёт ясное объяснение предлагаемых методов исследования Обеспечива- ет ясное и обстоятельное введение и обоснование. Показывает полное понимание исследования. Использует широкий набор информации для аргументации. Понимает возможность применения полученных данных. Чётко, ясно, убедительно обосновывает актуальность исследования. Даёт релевантные подтверждения сделанных выводов. Обосновывает выбор показателей. Выбирает правильный формат цитирования. Использует информацию, релевантную предлагаемому исследованию.
Оценочный лист проектной работы (20 возможных баллов) Оценочный лист Оценивание Maкс. балл балл Отметка Процесс (20%) 1. План проекта (срок сдачи_______) 2 2.Отчет о процессе работы (срок сдачи_____) 2 Презентация (50%) (дата_______) 3. Структура (например, композиция, заключение) 2 4. Целевое использование технических средств обучения 2 5. Понятная речь 2 6. Академизм (например, объем, язык, глубина) 4
Оценочный лист проектной работы (21 возможный балл) Продукт – письменная работа (30%) (срок сдачи____________) 7. Оформление (например, эскиз, графики, эстетика) 2 8. Источники информации (например, разнообразие, данные) 1 9. Академизм (например, объем, глубина) 3 Общий результат 20 Другие замечания __________________________________________________________________________ Дата (Учитель по предмету)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!