Описание передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт Это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и воспитанника.
Критерии передового педагогического опыта
Описание ПО - педагог;Обобщение ПО – заместитель директора, МО, МС и т.д.;Распространение ПО – педагог на разных уровнях (муниципальный, региональный, международный)
Целостная система педагогической деятельности (в течение длительного периода);Система работы педагога по какой-либо одной проблеме;Использование одного эффективного приёма в методике преподавания предмета;Опыт освоения новых или классических, адаптированных к современным условиям технологий.
Структура описания опыта работы Актуальность опытаСформулируйте затруднения, которые вы встречаете в практике и успешно решаете.Сформулируйте противоречия, которые обусловливают данные затруднения (между…и…).Сформулируйте проблемы, которые вам необходимо решать (сначала формируется результат, достигаемый педагогом в ходе разрешения противоречия, а затем указывается за счёт чего, на какой основе).
Тема и цель опыта.(Что я делаю?)Продумайте несколько возможных вариантов формулировок темы. Тема должна отражать главное направление и содержание работы.Формулирование цели – необходимый элемент описания опыта. Чтобы успешно справиться с формулированием цели, нужно ответить себе на вопрос: «Чего я хочу добиться в итоге?» Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. После формулировки цели можно прописать задачи, шаги достижения цели.
Описание опыта.Теоретическая база опыта. Укажите конкретно, на какие теории, концепции, научные идеи вы опираетесь, что разрабатываете в своём опыте.Собственно описание. Продумайте содержание своего опыта, какой элемент деятельности вы будете описывать. Составьте план описания. Как я это делаю?
Результативность деятельности.Определите и сформулируйте критерии результативности своей деятельности. Что это даёт (результат)?Перспективы развития опыта. Продумайте и запишите, что можно ещё сделать для повышения эффективности своей работы.
Обобщение опыта в форме описания 1. Обоснование актуальности данного опыта(формулируется основная идея опыта).2.Реферативный обзор научной и методической литературы, практики по теме.3. Описание собственного опыта работы, т.е. сущность опыта, условия его использования, результативность.
Факторы успешности опыта Название фактора успешности (что?);С какой целью Вы его применяете и в какой последовательности (для чего?);Что даёт применение этого фактора (результат);За счёт чего Вы получаете высокие результаты? ( условия эффективности).
Приложения Прилагается рабочий иллюстративный материал, подтверждающий аналитическое описание опыта (таблицы, схемы, алгоритм, модули).
Тема должна быть понятной, конкретной и направлена на ребёнка.Слова, стоящие в начале темы, создают акцент в статье. Название темы должно содержать не более 10 слов.Тема статьи для конференции должна соответствовать главной теме конференции.В статье писать о главном, обязательно анализировать статью.Нельзя писать стихи и эпиграфы в конце выступления.
Литература, используемая для описания опыта Педагогический словарь, орфографический словарь, учебник педагогики (последние издания).Загвязинский, Атаханов «Методика и методология педагогических исследований».Поташник, Левест «Как провести и подготовить открытый урок».
Бабанский «Дидактика. Избранное»Шипилина Л.А. «Технология формирования общеучебных навыков и умений»П.В. Степанов «Личностный рост ученика»Видт «Диагностика социализации» и др.