Оценивание в процессе изучения общественных дисциплин
Отметка = оценка?
Функции школьной оценки 1. Определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов (в их динамике).2. Выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы.3. Определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников.4. Создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребенка к успешной учебной деятельности.
Проблемы школьной отметки Одна и та же отметка не может одновременно бытьмерой успеваемости детей, измерителем качества работы учителя, «регулятором» психологической комфортности ребенка.
Цели оценивания: Знания + умения + опыт деятельности Государственный стандарт Программы обучения ЕГЭ ? Познавательная деятельностьИнформационно- коммуникативная деятельностьРефлексивная деятельность
Оценивание знаний(познавательная деятельность) Полнота Глубина Оперативность ГибкостьКонкретность и обобщенностьСвернутость и развернутостьСистемностьОсознанностьПрочностьПЕРЕЧИСЛИТЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Подготовка к тестовым заданиям Тест – мотивация (листы оценивания)Тест – первичное закрепление (в конце урока, в рефлексивном задании, в д/з)Тест – игра (распределение на группы)Творческие работы (дописать тест, обменяться тестами, сформулировать вопросы по итогам темы, др.)Анализ документа по структуре ЕГЭ ( в том числе – по итогам изучения темы, блока тем, т.д.)
Субъективные факторы, влияющие на оценивание недостаточное внимание учителя к планированию оценивания, отсутствие систематичности, основное внимание на изучение нового материала. Отсутствие четкости в понимании критериев оценивания (учителя выбирают субъективно различные объекты контроля)– разрабатываются разные системы проверки знаний, оцениваются различные стороны ответов и деятельности учеников. Уровень психолого –педагогической подготовки учителя, субъективное отношение к детям Сложность методов контроля.
Роль учителя в оценивании Фасилитация – «облегчать, помогать, способствовать»Ингибиция – «подавлять, угнетать»
Факторы фасилитации: Характер деятельности (автоматические, простые действияСложные, новые действия) Креативность деятельности (зависит от самооценки)Психологический климат в коллективеЛичность фасилитатора
Фасилитатор - Понимает («мысли и чувства другого, какими бы они не были»)Принимает («мнение не подсудно»)Допускает (право на равенство в сотворчестве и партнерство)Сопереживает (доверие и диалог, искренность отношений)МНЕ ЕСТЬ ДО ВАС ДЕЛО
ФАСИЛИТАЦИЯ НЕОБХОДИМА Затруднение, с которым ученик не может справиться самостоятельноСложное и малознакомое действиеСитуация психологического затрудненияОжидаемый педагогический результат
Позиция учителя «Родной человек»«заинтересованный прагматик»«взрослый», др.«ментор»«Случайный слушатель»«скептик»«соперник», др.Речь, интонация, темп, «звук»Положение относительно ученика, жесты, мимикадействия
Психолого-педагогические требования к оцениванию - ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке: точкой отсчета становится специфика развития ученика, особенности учебной деятельности;- оптимистический взгляд на учащихся: ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление любого продвижения в усвоении материала;- использование оценок как обратной связи — необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не как средства жесткого контроля, давления;
Психолого-педагогические требования к оцениванию - контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы, как использование развернутой содержательной оценки, данной на основе такого контроля;- включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей;- эмоциональная включенность учителя, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок,- создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка/ под редакцией Е.Д. Божович –М, Московский социально-педагогический институт, 1999. - С.193-194.
Спасибо за внимание! Работайте с удовольствием!