ОБЗОР ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя 1 категории МАДОУ № 197 г. Хабаровска Сазонтовой Елены Александровны «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
Цель опыта: Совершенствование полоролевого взаимодействия в среде дошкольников на основе разработки методики, включающей в себя подвижные игры значимые для формирования моделей полоролевого поведения и развития маскулинных и феминных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Теоретически обосновать целесообразность формирования полоролевого поведения в дошкольном образовательном учреждении (организации) в процессе проведения подвижных игр с направленностью на проявление феминных и маскулинных качеств личности ребенка, а так же определения стиля его будущего поведения как женщины и мужчины. 2. Разработать методику формирования полоролевого поведения и развития маскулинных и феминных качеств личности ребенка, определить ее эффективность. 3. Определить влияние разработанной методики, на формирование полоролевого поведения дошкольников и на процесс идентификации сверстников.
Методы, применяемые для исследования проблемы формирования полоролевого поведения: 1.Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого – педагогической литературы. 2.Педагогические наблюдения 3.Тестирование 4.Опрос 5.Педагогический эксперимент
Педагогическое наблюдение - Позволило вести контроль за формированием полоролевого поведения, а так же за проявлением у мальчиков – маскулинных качеств личности, а у девочек – феминных. Были получены данные, свидетельствующие о динамке развития феминных и маскулинных качеств у дошкольников в период проведения эксперимента.
Тестирование детей проводилось с помощью методик: Методика исследования детского самосознания. Половозрастная идентификация (Н.А.Белополъская,1995). Методика позволяет исследовать возрастную и половую идентичность ребенка Методика С.Бем (2005) Используется для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и феминности личности Опрос Авторская методика опроса была направлена на выявление приоритетных характеристик с помощью которых дети идентифицируют пол своих сверстников
Педагогический эксперимент Целью эксперимента было обоснование эффективности методики формирования полоролевого поведения с помощью подвижных игр направленных на развитие маскулинных и феминных качеств у детей, а так же на формирование у детей мужского и женского стиля поведения. В ходе эксперимента были организованы 1 контрольная и 1 экспериментальная группы по 20 человек в каждой, относительно однородные по своему составу (8 девочек и 12 мальчиков) и уровню подготовленности. Группы достоверно не различались по данным физического развития.
Формирование полоролевого поведения проводилось на основе методики, основным направлением которой было включение в двигательную деятельность детей на прогулках и в группе специально подобранных подвижных игр, активизирующих проявление полоролевого поведения, способствующих формированию истинно мужских (маскулинных) и истинно женских (феминных) качеств личности, а так же подвижные игры развивающие сотрудничество между детьми разного пола. За основу методики были взяты данные научно-методической литературы (Т.А.Репина,2010; Н.Е.Татаринцева, 2009; И.И.Таран, 2011) учебники и учебные пособия Э.С.Вильчковского, (2011); В.Е.Каган, (1988); Р.С.Немова, (2001); методические пособия по физическому воспитанию детей дошкольного возраста М.К.Холодова, (2000); В.С.Кузнецова, (2000); А.И.Пензулаевой, (2013); О.С.Филипповой, ( 2001).
Все подвижные игры направленные на формирование полоролевого поведения у дошкольников были объединены в 3 блока 1 БЛОК « Подвижные игры, способствующие формированию полоролевого поведения, а так же развития феминных и маскулинных качеств у детей дошкольного возраста» 2 БЛОК «Подвижные игры, направленные на формирование умений согласовывать свои действия с действиями партнёров и способствующие формированию доброжелательного отношения детей друг к другу» 3 БЛОК «Подвижные игры способствующие развитию сдержанности, самостоятельности, решительности,ответственности, уверенности в себе»
Были определены следующие педагогические условия использования подвижных игр для формирования полоролевой модели поведения дошкольников: - формирование у детей системы представлений о мужчинах и женщинах и особенностях их поведения; - создание условий реализации детьми стиля и действий, характерных для мужского и женского типов поведения; - подбор подвижных игр с направленностью на проявление феминных и маскулинных качеств личности; - формирование эмоционально-положительных отношений к сверстникам противоположного пола; - участие детей разного пола в подготовки к играм; - обязательное взаимодействие детей в процессе игр.
Методика исследования детского самосознания (Н.А.Белополъская) После проведения исследования по половозрастной идентификации детей были сделаны следующие выводы: Половозрастная идентификация неодинаково протекает у детей разного пола у девочек она протекает без особых трудностей, мальчики привержены завышать свои возрастные нормы. В процессе исследования ни один ребенок не допустил ошибку в идентификации своей половой принадлежности, это говорит, о том, что дети экспериментальной группы 100% (20 человек) адекватно себя идентифицируют со своим полом. Ошибки присутствовали с определением образа Я-настоящее, Я-прошлое и Я-будущее. В связи с тем, что в экспериментальной группе были получены данные, о том, что дети себя адекватно идентифицируют со своим полом, то повторное применение данной методики для полоролевой идентификации после эксперимента я посчитала нецелесообразным.
Методика С.Бем Использовалась для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и феминности личности В результате проведенного исследования независимо от полоролевой принадлежности у дошкольников четко прослеживается 3 типа полоролевого поведения: маскулинный, феминный и андрогинный.
После проведения эксперимента были получены следующие данные: Дети экспериментальной группы опережают своих сверстников из контрольной группы по развитию маскулинных и феминных качеств. - У мальчиков экспериментальной группы маскулинный тип полоролевого поведения составляет 66,5% , у мальчиков контрольной группы 33,5% - Феминный тип полоролевого поведения у девочек экспериментальной группы составляет 75%, у девочек контрольной группы 62,5%
Опрос на выявление приоритетных характеристик при идентификации сверстников Устные ответы детей на вопросы, позволили мне выделить две группы характеристик с помощью которых ребенок идентифицирует пол своего сверстника, а именно внешние проявления полоролевых различий (у девочек это: платье, бантики, косички, играет куклами, красивая, у мальчиков - штанишки, любят машинки, пистолет, нет косичек и др.) и внутренние качества личности (у девочек – добрая, нежная, заботливая, милая и др. у мальчиков – сильный, смелый, защитник и др.). Я считаю, что к внешним признакам относятся стереотипы, которые широко используются для создания образа мальчика или девочки, они зависят от зрительного восприятия, эти признаки более поверхностны. Наделение личности внутренними качествами (феминными и маскулинными) говорит о более глубоком понимании полоролевого различия девочек и мальчиков и готовности принимать на себя в будущем роли мужчин и женщин. Анализ ответов детей помог выявить какие характеристики наиболее часто применяются детьми для определения пола сверстников, внешние полоролевые признаки или внутренние качества личности ребенка.
Внешние характеристики и внутренние качества личности чаще всего применяемые детьми для идентификации девочек Внешние характеристики девочки Экспериментальная группа Контрольная группа До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Носит платье 100% 75% 90% 85% Длинные волосы/косы 75% 45% 75% 75% Красивые заколки 20% - - - Играет с куклами 85% 95% 80% 70% Красивая 20% - 70% - Любит играть с детьми - - 20% - Любит ухаживать за животными - - 20% - Красиво рисует - - - 15% Красиво танцует - - - 20% Любит наряжаться - - - 45% Внутренние качества девочки Нежная 65% 65% 70% 90% Ласковая - 70% - 20% Добрая 90% 80% 85% 70% Заботливая 25% 40% 20% 45% «Легкая как бабочка» - 10% - - Грациозная - 85% - - Женственная - 90% - - Хороший друг - 30% - - Любящая - 20% - - Вежливая - - 25% -
Внешние характеристики и внутренние качества личности чаще всего применяемые детьми для идентификации девочек Внешниехарактеристики девочки Экспериментальная группа Контрольная группа До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Носит платье 100% 75% 90% 85% Длинные волосы/косы 75% 45% 75% 75% Красивые заколки 20% - - - Играет с куклами 85% 95% 80% 70% Красивая 20% - 70% - Любит играть с детьми - - 20% - Любит ухаживать за животными - - 20% - Красиво рисует - - - 15% Красиво танцует - - - 20% Любит наряжаться - - - 45% Внутренние качества девочки Нежная 65% 65% 70% 90% Ласковая - 70% - 20% Добрая 90% 80% 85% 70% Заботливая 25% 40% 20% 45% «Легкая как бабочка» - 10% - - Грациозная - 85% - - Женственная - 90% - - Хороший друг - 30% - - Любящая - 20% - - Вежливая - - 25% -
В контрольной группе на конец года при идентификации детьми своих сверстников внешние признаки остаются более значимыми, чем внутренние качества. Доминирующую роль в идентификации сверстников у детей контрольной группы занимают внешние общепринятые стереотипы. После внедрения методики по формированию полоролевого поведения с помощью подвижных игр на конец учебного года у детей экспериментальной группы внутренние, в том числе истинно мужские (маскулинные) и истинно женские (феминные) качества личности расширились и вышли на первый план, внешние признаки остаются, но становятся менее значимыми и более не ставятся на первое место. Проведенная работа способствовала более глубокому пониманию у дошкольников полоролевого различия между девочками и мальчиками и их готовности к выполнению в будущем социальных ролей мужчин и женщин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы направленной на формирование полоролевого поведения у дошкольников - Создавать условия в дошкольных образовательных учреждениях для формирования полоролевого поведения и развития феминных и маскулинных качеств у дошкольников; - Включать в воспитательно-образовательную работу мужчин (не только родителей, но и педагогов), это имеет исключительно важное значение для полоролевой идентификации мальчиков, большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли. - Необходима организация различных видов совместной деятельности мальчиков и девочек, ориентация на осознание и развитие у детей понимания партнёрских отношений; - Проводить консультации для педагогов дошкольных учреждений по проблемам формирования полоролевого поведения детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы настолько велика, что необходимо обсуждать проблему полоролевого воспитания детей дошкольного возраста и делиться опытом своих наработок с коллегами по средствам ИКТ
Так же в рамках данного опыта были разработаны: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Гендерное воспитание дошкольников» «Педагогические условия использования подвижных игр для формирования полоролевого поведения дошкольников» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Особенности полоролевого развития мальчиков и девочек» «Воспитываем девочку – ПРИНЦЕССОЙ» ПРЕЗЕНТАЦИИ: «Особенности полоролевого развития мальчиков и девочек» «Гендерное воспитание дошкольников в ДОУ»