Образование детей с задержкой психического развития
ПЛАНПОНЯТИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАПРИЧИНЫ ЗПР. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗПРПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПРОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Понятие «задержанное развитие» ввел В.В.Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от: 1) функциональной локализации нарушения;2) времени поражения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В.Лебединский) Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. (Н.М.Назарова)
ПРИЧИНЫЗПР низкий темп психической активности (корковая незрелость), дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур), энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др. вегетативная лабильность (неустойчивость) на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости самой вегетативной нервной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин).
Классификация детей с задержкой психического развития по Т.А.Власовой, М.С.Певзнер ЗПР, сопровождающаяся психическим и психофизическим инфантилизмом (гармоническим или дисгармоническим)ЗПР со стойкой церебральной астенией
Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской
ЗПР конституционального происхождения(психический и психофизический инфантилизм по классификации М.С.Певзнер и Т.А.Власовой)Выделяется два варианта: гармонический и дисгармонический. Дисгармонический относят к патологическим вариантам. Дети с гармоническим инфантилизмом по психическим и физическим особенностям отстают от своих сверстников на полтора-два года. Для них характерны: непосредственность, повышенная жизнерадостность, «сенсорная жадность», неутомимость в игре; при выполнении учебных заданий, умственном напряжении, у ребенка быстро наступает утомление; дети усваивают учебный материал поверхностно, навыки носят неустойчивый характер. У школьников преобладают игровые интересы, быстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится; отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, снижение критичности к себе негативно сказывается на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками, учителями, родными.Причины: наследственностьПрогноз: успешный при условии своевременного и регулярного педагогического воздействия
ЗПРсоматогенного происхождения«сомато» – тело. К замедлению темпа психического развития приводит стойкая астения, болезненное состояние, которое характеризуется: повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению; интеллектуальная недостаточность проявляется в снижении памяти, концентрации внимания, в замедлении темпа мыслительной деятельности; эмоциональные нарушения выражаются в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости; дети плохо переносят жару, шум, яркий свет; жалуются на головные боли и усталость; у них нарушается сон и аппетит, к концу учебных занятий резко падает работоспособность. Причины: длительная соматическая недостаточность различного происхождения: хронические инфекции, аллергические состояния;врожденные и приобретенные пороки развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.). Прогноз: успешный при условии строгого соблюдения режима, лечения, охраны и укреплении здоровья ребенка.
ЗПРпсихогенного происхождения Трудности в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушения поведении проявляется в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбии, заинтересованности в успешном выполнении заданий, чувства долга и ответственности. Процесс формирования психики определяется социальной ситуацией развития. В условиях гиперопеки и при психотравмирующих условиях воспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями. У детей отмечаются: 1) черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость; 2) недостаточный уровень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы;3) неспособность к систематическому труду, раздражительность.Причины: неблагоприятные условия воспитания: несогласованность и противоречивое влияние семьи и образовательных учреждений, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность. Прогноз: успешный при условии коррекционно-воспитательнойработы с ребенком и с семьей.
ЗПРцеребрально-органического происхождения У детей отмечается замедленное формирование двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности. Эмоционально-волевая незрелость предстает в форме органического инфантилизма, который проявляется в двух вариантах:неустойчивом – с психомоторной расторможенностью и импульсивностью;тормозимом – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью. Нарушения познавательной деятельности проявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов. Эта группа детей требует отграничения от умственно отсталых детей.Причины: негрубая органическая недостаточность нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных инфекций и др. Прогноз: зависит от организации специального обучения в школах для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Обучение детей с ЗПР
Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР
Диагностический блокКомплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка
Оздоровительный блокОпределяются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения Осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПРОпределяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья.
Коррекционный блокРазвитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенкаПрофилактика и коррекция вторичных отклоненийРабота осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе распределенной, по согласованию, профессиональной деятельности.
Воспитательный блок
Образовательный блок
Обучение детей педагогамиРаспределение занятийВоспитатель проводит:- занятия здоровья;- лепка;- аппликация;- рисование;- конструирование;- ручной труд;- физическое воспитание;- трудовое воспитание;- обучение игре;- социальное развитие и ознакомление с окружающим миром. Дефектолог проводит:- социальное развитие;- познавательное развитие;- ознакомление с окружающим миром;- обучение игре;- математика;- развитие речи;- развитие тонкой ручной моторики;- подготовка к обучению грамоте.
Использованные источникиГонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А.Д. Гонеев. - М.. 1999.Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г.Ф. -М, 2001.Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002. Специальная педагогика [Текст] /Под ред.Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М, 2001.
Спасибо за внимание!Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А.М.