ГОУ СПО «ВОРКУТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Образование детей с нарушениями зрения
ПЛАНОпределение понятия «зрение». Строение зрительного анализатора.Причины зрительных нарушений.Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей.Образование детей с нарушениями зрения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗРЕНИЕ»ЗРЕНИЕ - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕНаука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог Гаюи.Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко. Автором рельефного письма является французский ученый, «великий слепой» – Луи Брайль.
Строение зрительного анализатора1) периферический (рецепторный, воспринимающий) отдел2) проводящие пути3) центральный (корковый) отдел
Причины зрительных нарушенийГенетические факторы: наследственная передача некоторых дефектов зрения: микрофтальм – уменьшение размера одного или обоих глаз и значительное понижение зрения;анофтальм – врожденное безглазие.катаракта – помутнение хрусталика;астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза;нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии);воздействие на плод инфекций.Осложнения детских инфекций: корь, скарлатина, дифтерия;осложнения общих инфекций: сифилиса, оспы, туберкулеза глаз;глаукома (заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза);внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния;травмы головы;атрофия зрительного нерва, сетчатки (нарушение питания, гибель клеток);нейроинфекции – менингит, энцефалит.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗОжоги глазУшиб глаза
ДЕФЕКТЫ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ
Причины зрительных нарушенийНАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ: НЕДОСТАТОЧНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ; ЧРЕЗМЕРНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ – ДЛИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КНИГ, ПРОСМОТР ТЕЛЕВИЗОРА, РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ; НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ С КНИГОЙ: ЧТЕНИЕ ЛЕЖА, В ДВИЖУЩЕМСЯ ТРАНСПОРТЕ, ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Дети с полным отсутствием зрительных ощущений, сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря зрения.Составляют относительно большую группу. К ним относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями: сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯСЛЕПОРОЖДЕННЫЕ(отсутствуют зрительные представления)ОСЛЕПШИЕ(зрительные представления остались в их памяти) Чем позже ребенок потерял зрение, тем легче ребенок вспоминает образ предмета (явления) по словесному описанию.
СЛЕПОТААБСОЛЮТНАЯ (ТОТАЛЬНАЯ)отсутствует светоощущение и цветоразличие.ПРАКТИЧЕСКАЯсохраняется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее различать контуры, силуэты предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых имеют остаточное зрение.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ
ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
ОБУЧЕНИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
ОПТИЧЕСКИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯПедагог должен соблюдать следующие правила:
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Литературные источникиЛапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. –М., 1991.Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.-М.,2005.Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребелевой.- М., 2001.Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. –М.,2000.
Спасибо за внимание! СОСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Губенко А.М.