Воспитание школьников Волынкина Елена Анатольевна, преподаватель педагогики, истории Аннотация Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности» По программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 900igr.net
План 1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 2. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. 3. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств. 4. Показатели нравственной воспитанности
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности. В этой связи необходима организация нравственного воспитания, предусматривающего включение школьников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социально одобряемого поведения; развитие способности к рефлексии и нравственному развитию личности. Младший школьный возраст характеризуется доминированием эмоциональных переживаний социально-нравственного характера; чувствительностью и эмпатийностью; тревожностью о социальном соответствии; потребностью в гуманизме межличностных отношений и справедливости поступков и действий, что создает благоприятные предпосылки для своевременной педагогической помощи и организации нравственного опыта преодоления младшим школьником характерного разрыва между сознанием и поведением.
Социологические, психологические и педагогические исследования показали, что сложность решения проблемы обусловлена рядом причин: субъективных, касающихся личностных аспектов развития растущего человека, затрагивающих его внутренний мир, отношения, мотивацию, сознание и поведение, и объективных: неоднозначным влиянием социальных, экономических, педагогических факторов и условий на осуществление процесса нравственного воспита- 4 ния младшего школьника; неготовностью многих педагогических коллективов результативно осуществлять нравственное воспитание в значительно изменившихся социальных условиях; недостаточной ориентированностью традиционных положений теории нравственного воспитания на современную социально-педагогическую действительность. Исследования
Исследовательские подходы Анализ научных трудов, обращенных к проблеме нравственного воспитания, позволил выделить различные исследовательские подходы: когнитивный (Л. М. Архангельский, Н. И. Болдырев и др.); оценочно-эмоциональный (В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, И. Ф. Харламов и др.); мировоззренческий (И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. В. Савин, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.); поведенческий (деятельностный) (К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Л. И. Новикова и др.); целостный (О. С. Богданова, И. А. Каиров, С. В. Черенкова и др.). Значимыми для нашего исследования стали работы классиков педагогики, раскрывающие ценность нравственного воспитания (Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой и др.). Научный анализ социальных отношений содержится в фундаментальных трудах Л. И. Божович, Л. Колберга, А. А. Люблинской, В. Н. Мясище-ва, Г. В. Осипова, Ж. Пиаже и др.
Этические проблемы нравственных отношений личности исследовали Е. В. Бондаревская, С. П. Винокурова, А. А. Гуссейнов, Ю. В. Согомонов, А. И. Титаренко и др. Процесс диагностики нравственного воспитания исследовали Л. М. Фридман, П. А. Шевандрин, Н. Е. Щуркова и др. Проблемы организации нравственного воспитания школьников рассматриваются в современных диссертационных исследованиях С. В. Богдан, Т. А. Ильиной, В. И. Новиковой, Н. В. Перчун, В. М. Пустовалова, М. И. Шемшуриной и др. Логика настоящего исследования базируется на ряде выводов ученых, подчеркивающих значимость социально-педагогического подхода и необходимость гармонического сочетания в нравственном воспитании социализации и личностного развития учащащегося как субъекта жизнедеятельности, протекающей в постоянно изменяющемся социуме (М. А. Галагузова, А. Я. Журкина, Р. А. Литвак, Т. А. Панкова, В. И. Попова, С. В. Сальцева и др.).
Анализ теоретических подходов, реальная ситуация педагогической деятельности по нравственному воспитанию младшего школьника как субъекта социальных отношений выявляют ряд противоречий между: - потребностью развивающегося общества в нравственной личности и недостаточной педагогической организацией социальных отношений школьников, благоприятствующих нравственному воспитанию личности; - потребностью детей младшего школьного возраста в гуманных, нравственных социальных отношениях и недостаточным использованием педагогами разнообразия социально-педагогических средств нравственного воспитания; - имеющимся потенциалом социальных отношений школьника с миром и людьми для эффективного нравственного воспитания и недостаточной научной разработанностью программно-методического обеспечения его реализации в педагогической практике. Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении и практической реализации педагогических условий, форм и методов нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений.
Объект исследования: социальные отношения младшего школьника . Предмет исследования: процесс нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений. Цель исследования: обосновать педагогические условия нравственного воспитания младшего школьника. Гипотеза исследования: социальные отношения обеспечивают эффективность нравственного воспитания личности, если: — происходит целенаправленное педагогическое моделирование нравственного воспитания, активизирующее субъектную позицию школьника; — используется комплекс социально-педагогических средств, позволяющий обогатить нравственные знания и личностный опыт социальных отношений младшего школьника; — реализуется психолого-педагогическое сопровождение нравственного воспитания, интегрирующее диагностику динамики нравственности личности и своевременную корректировку социальных отношений младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования: 1.Уточнить содержание основных понятий исследования: нравственное воспитание и социальные отношения младшего школьника. 2.Разработать модель нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений. 3.Выявить комплекс социально-педагогических средств воспитания, обогащающий нравственные знания и личностный опыт социальных отношений младшего школьника
Методологической основой исследования являются: идея гуманистической направленности воспитания; теория формирования личности в деятельности и общении; фундаментальные исследования социальных отношений и нравственного воспитания младших школьников; принципы объективности, целостного изучения явлений в их развитии и взаимной связи. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне, методологической обоснованностью исходных позиций на базе современных достижений науки, применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью экспериментальных данных; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
В теоретическом плане использовались: идеи причинной обусловленности с позиции диалектики (Л. М. Архангельский, О. Г. Дробницкий, Л. П. Буева и др.); историко-культурная теория социального развития ребенка (Л. С. Выготский); комплекс научных идей о человеке как активном субъекте, преобразующем окружающий мир и самого себя (К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн); психолого-педагогические исследования отношений (Л. И. Божович, С. П. Винокурова, Я. Л. Коломинский, А. А. Люблинская, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, А. И. Титаренко и др.); идеи нравственного воспитания в ряде концепций воспитания личности (В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др.); социально-педагогические теории (В. Г Бочарова, А. В. Мудрик, Е. И. Холостова и др.). База исследования.
Этапы и методы исследования Исследование проводилось в три этапа с 2000 г. по 2005 г. На первом этапе (2000 - 2001 гг.) был осуществлен выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель, задачи, понятийный аппарат; дано методологическое обоснование; выдвинута рабочая гипотеза; изучалась и анализировалась научная и 8 учебно-методическая литература; определены исходные позиции настоящей работы; разрабатывалась программа опытно-экспериментальной проверки теоретической концепции исследования; проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было определено реальное состояние рассматриваемой проблемы; уточнено содержание и структура понятий «нравственное воспитание» и «социальные отношения».
Этапы работы На данном этапе использовался комплекс методов: теоретический анализ - сравнительно-сопоставительный, обобщающий; диагностические методы -целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, интервьюирование, прогнозирование. Второй этап (2001 - 2004 гг.) был связан с разработкой модели нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений, с ее экспериментальной апробацией; определением педагогических условий реализации модели; корректировкой и проверкой социально-педагогических средств нравственного воспитания младших школьников; разработкой и апробацией программы нравственного воспитания младшего школьника, способствующей повышению нравственной воспитанности; анализом и систематизацией полученных данных.
Совокупность методов При этом использовалась совокупность методов: теоретическое моделирование; формирующий эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестовая беседа, проектирование социально-педагогических ситуаций и способов их разрешения, ранжирование, метод экспертных оценок. На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) анализировались, обрабатывались и обобщались количественные и качественные результаты проведённого исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, проводилось оформление результатов исследования; разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику.
Основные методы Основными методами, используемыми на данном этапе, были: анализ, обобщение и систематизация полученных данных, методы математической обработки результатов исследования. Научная новизна уточнено содержание нравственного воспитания младших школьников как социально-педагогического процесса, формирующего в единстве нравственные знания, переживания и опыт поведения личности на основе акцентирования значимости социальных отношений, которые обеспечивают переход внешних нравственных норм в устойчивые личностные ориентиры;
Научная новизна раскрыта сущность социальных отношений как объективной связи человека и реальной действительности, на основе совокупности норм и правил морали регулирующих взаимодействие людей в обществе, и определяющих нравственный облик человека в совокупности его нравственных качеств, моральной рефлексии и гуманных поступков; разработана модель нравственного воспитания младшего школьника на основе социально-педагогического подхода, отражающая во взаимосвязи цель, задачи, содержание, средства и условия, и определяющая логику деятельности педагога по активизации субъектной позиции школьника в реализации его социальных отношений; обоснован комплекс социально-педагогических средств нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений, включающий: объекты материальной и духовной культуры и социума; педагогически инструментованные социально-этические ситуации; социально-активные методы и социально-направленные формы воспитания.
Теоретическая значимость Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в исследовании данные подтверждают результативность исследования и реализации нравственного воспитания школьников на основе социально-педагогического подхода; уточняют и расширяют сложившиеся в педагогике теоретические положения о связи нравственного воспитания школьников и социальных отношений; доказывают эффективность педагогических условий организации нравственного воспитания школьника как субъекта социальных отношений, включающих: целенаправленное педагогическое моделирование нравственного воспитания, активизирующее субъектную позицию школьника; использование комплекса социально-педагогических средств, позволяющего обогатить нравственные знания и личностный опыт социальных отношений младшего школьника; реализацию психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания, интегрирующее диагностику динамики нравственности личности и своевременную корректировку социальных отношений младшего школьника.
Практическая значимость разработано критериально-диагностическое обеспечение процесса формирования нравственной воспитанности младшего школьника, включающее когнитивный, мотивационно-эмоциональный, поведенческий и рефлексивный критерии и соответствующие показатели, позволяющие поэтапно отслеживать его результативность; разработана комплексная программа нравственного воспитания младших школьников по ступеням обучения в школе, включающая курс «Азы нравственности», являющийся базовым для изучения и раскрытия детьми основных нравственных норм, курс «Я и другие», ориентированный на углубление познания и освоения нравственных отношений как вида социальных отношений; разработана программа спецкурса для студентов «Формы организации нравственного воспитания школьников» и методические рекомендации для педагогов по совершенствованию форм, методов и технологий нравственного воспитания школьников.
Основные положения 1 .Нравственное воспитание младшего школьника как социально-педагогический процесс обеспечивает эффективное формирование совокупности нравственных знаний, чувств и опыта поведения школьника в обществе в результате целенаправленного включения личности в педагогически сопровождаемые социальные отношения, обеспечивая переход внешних нравственных норм в устойчивые личностные ориентиры. 2.Модель нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений, созданная на основе социально-педагогического подхода, базирующаяся на принципах социальной адекватности; гуманистической направленности; социализации; учета социально-психологической ситуации развития личности; создания воспитывающей среды; интегрируя целевой, организационный и результативный компоненты, обеспечивает целостность процесса нравственного воспитания и повышение уровня нравственной воспитанности младшего школьника.
Основные положения 3.Основными социально-педагогическими средствами нравственного воспитания, активизирующими социальные отношения младшего школьника, являются: объекты материальной и духовной культуры и социума (устное народное творчество, природа, искусство, детская литература); специально организованная педагогом нравственно значимая деятельность (социально-этические ситуации; познание и детское творчество); социально-активные методы и социально-направленные формы воспитания (индивидуальные, коллективные, игровые, тренинговые).
Основные положения 4.Эффективность нравственного воспитания младшего школьника как субъекта социальных отношений обеспечивается следующими педагогическими условиями: -целенаправленное педагогическое моделирование нравственного воспитания, активизирующее субъектную позицию школьника; —использование комплекса социально-педагогических средств, позволяющих обогатить нравственные знания и личностный опыт социальных отношений младшего школьника; -реализация психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания, интегрирующего диагностику динамики нравственности личности и своевременную корректировку социальных отношений младшего школьника.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Нравственное воспитание как целостный социально-педагогический процесс Нравственное воспитание как целостный социально-педагогический процесс тесно связан с понятиями «нравственность» и «мораль». Современные социологи и философы трактуют мораль как нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) Мораль, рассматриваемая в рамках нравственного воспитания, - это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей и их стремлений к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности; социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы, правила, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, принимают форму безличного ко всему, ни от кого не исходящего поведения, при чем выполнение их — внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением
Мораль имеет три основные стороны: нравственная деятельность - поведение людей, особым образом мотивированные поступки; моральные отношения людей: характерный для нравственности способ регулирования поведения, проявляющийся в различных формах должест-вования, требований к человеку; моральное (нравственное) сознание, отражающее эти отношения в 14 виде соответствующих представлений Исследователями выявлено, что мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого, мы можем сделать вывод, что человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации, «не ударив в грязь лицом».
По мнению А. П. Скрипника, исторически конкретную меру морали фиксирует нравственность. Нравственность является одним из основных типов социальной регуляции. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок и общих правил. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни . Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. В трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось, что нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства, ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека. Аристотель отметил, что нравственность говорит нам не о том, что представляют собой предметы, а о том, что следует человеку добиваться и чего избегать. Концепция нравственности Аристотеля была воспринята всей последующей этической мыслью .
Из справочника… В справочной литературе слово «мораль» трактуется как нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного, относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Исследователи А. А. Гусейнов и А. П. Скрипник считают, что мораль регулирует отношения между личностью и обществом, и определяют регулирующую функцию морали в нравственном воспитании в соответствии с «золотым правилом» нравственности (ставить себя на место другого, делать по отношению к нему те действия, которые вызывают приятные ощущения; руководствоваться правилами, которые мы предъявляем другим; поступать по отношению к другим так, как желаем, чтобы поступали с нами).
Для понимания регулятивной природы нравственности исследователи выделяют следующие существенные моменты: - она представляет собой ценностное отношение к миру; - является выражением активности человеческого сознания; - нравственные взгляды и представления в единстве с практическими социальными отношениями. Нравственность, по мнению философов, заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересами и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явления нравственности. Сущность нравственности является предметом этики. Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственность человека представляет собой объективную историческую необходимость. Разумное, благородное бытие, составляющее суть цивилизованного общества, предполагает высокий уровень отношений человека к людям .
Исследователями И. П. Подласым, М. Г. Тайчиновой выявлено, что нравственность содержит аксиологический, когнитивный и поведенческий компоненты. Аксиологический компонент нравственности человека характеризуется принятием человеком таких понятий, как Добро, Совесть, Милосердие как общечеловеческих ценностей и стремлением к проявлению этих нравственных качеств в различных видах деятельности. Этим ценностям нет альтернативы, ибо это ценности человеческого счастья. Когнитивный компонент включает в себя нравственные знания, то есть понимание содержания понятий; сформированность представлений о моральных нормах; способность к нравственным суждениям, то есть умение оценить свой собственный поступок или поступок других людей с точки зрения морали; способность к осознанию мотивов этих поступков, что в дальнейшем трансформируется в нравственные убеждения человека. Поведенческий компонент нравственности человека включает в себя нравственные поступки и действия, которые И. П. Подласый считает определяющим критерием нравственного развития личности. По определению М. Г. Тайчинова, поведение представляет собой систему действий сознательной личности, в которой проявляются в первую очередь ее взаимоотношения со средой. Нравственность, таким образом, есть способ практической ориентации поведения.
Изучая нравственность, исследователи выявили, что нравственная структура личности включает знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственных идеалах, этических нормах и ценностях, моральной мотивации и этической оценке. Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения . С. И. Варюхина выделяет три уровня морального сознания человека, или нравственного мира личности: мотивационно-побудительный, эмоционально-чувственный и рациональный, или умственный. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека (37). Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит позитивный характер, когда в основе его лежит побуждение человека к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Уровни Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции могут быть положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, то есть - воспитывать. Нравственные чувства (отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость) непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты . Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания -понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, моральные знания включают также принципы, идеалы, нормы поведения, моральны
Вывод Таким образом, исследованы отдельные аспекты нравственного воспитания школьников, в связи с чем в педагогической теории обнаруживается недостаточность обоснования социальной обусловленности нравственного воспитания личности, формирующейся в активных действиях и отношениях в условиях принципиально новых изменений взаимодействия школьника и социума.
Вопросы для самоконтроля 1) Чем обуславливается большая важность нравственного воспитания как составной части всестороннего развития личности? Дайте краткие определения понятий: мораль, нравственные знания, чувства, нравственное воспитание, нравственное развитие. 2) Раскройте содержание нравственных отношений, которые необходимо формировать у учащихся. 3) Почему нравственное воспитание необходимо понимать как процесс организации деятельности по формированию моральных качеств личности? 4) Какого человека следует считать нравственным?
Вопросы для самоконтроля 5) Раскройте важность патриотизма и культуры межнациональных отношений в нравственном развитии личности. Какая деятельность организуется в школе по формированию у учащихся патриотического поведения и культуры межнациональных отношений? 6) Какие педагогические условия и методы способствуют формированию у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения? Как формируется активная жизненная позиция? 7) Разработайте конспект этической беседы и проведите её в группе.
Источники Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов – педагогов и учителей. М., 1999. с.61-65. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М., 1988. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических заведений. М., 1996. с.235-248, 263-281. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. М., 1999. – кн.2., с.157-168. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М., 2002. с.300-315. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.,1980. – т.2. с.161-211. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1997. с.332-354, 371-384. Шамова Т.И., Нефёдова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М., 1985. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.