Новые образовательные стандарты Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
Технология проблемно-исследовательского метода В основе Стандарта - системно-деятельностный подход
Как же организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений? Что будет первым шагом для учителя?
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности урок дополнительное образование защита проектов и рефератов поисково-творческая деятельность систематическое применение исследовательского подхода в обучении
Компоненты исследовательской культуры школьника: мыслительные умения и навыки: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия; умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи; специальные исследовательские умения и навыки.
Обучение началам научного исследования. 1 класс. Учим разделять целое на элементарные составные части Учим соотносить Учим сравнивать и классифицировать Учим накапливать опыт определения и объяснения понятий Учим расшифровывать родовое понятие Учим отвечать на вопросы типа «Почему?»
Обучение началам научного исследования. 1 класс. Учимся видеть противоречия Учимся внимательно слушать Учимся ориентироваться в учебнике Учимся ориентироваться в порядке расстановки книг Учимся отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопрос Осваиваем основные виды письменных работ
Обучение началам научного исследования. 2 класс. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Сопоставлять, различать, производить одновременное сравнение, определять последовательность. Формировать умения элементарного обобщения. Определять и объяснять понятия. Расшифровать данное родовое понятие
Обучение началам научного исследования. 2 класс. Отвечать на вопросы. Накапливать опыт прямого доказательства. Видеть противоречия. Слушать чтение художественных и научно-популярных текстов. Ориентироваться в структуре учебника. Соблюдать правила пользования библиотекой. Отвечать на вопросы по тексту. Владеть основными видами письменных работ.
А.И. Савенков «Методика организация игр по исследовательской деятельности с младшими школьниками», «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» Л.В. Ляхова «Организация исследовательской деятельности учащихся»
Методы исследования
Уроки тренинги
Создаём схемы- рисунки
Вопросы Уточняющие Верно ли… Надо ли.. Должен ли.. Правда ли..
Умение видеть проблемы Посмотрите на мир чужими глазами Представьте, что вы капелька воды, редкий цветок на лугу, камешек на дороге Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования кирпича (газеты, кусочка мела)
Выдвигаем гипотезы «Давайте вместе подумаем: «Почему летом снег в горах не тает?» «Почему весной появляются почки на деревьях?» «Как птицы узнают дорогу на юг?» «Почему не все птицы улетают осенью?»
Эксперименты (реальные и мысленные ) Реальные опыты с реальными предметами и их свойствами Изучение свойств воды, полезных ископаемых, влияния разных условий на рост и развитие растений…
Этапы исследовательского урока
Мотивация Создание проблемной ситуации Вопрос Формулировка проблемы Стимул
Исследование Направляется проблемным вопросом Разный материал для изучения Поиск эскиза решения
Обмен информацией Обмен мнениями Представление данных Соотнесение информации
Организация информации Связывание информации Маленькое или большое открытие
Связывание информации. Рефлексия. Открытие связующего принципа Возвращение к проблеме и оценивание её решения
самостоятельное мышление; решение возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний; навыки прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Главная задача учителя стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину
Исследовательские умения видеть проблему; – задавать вопросы; – выдвигать гипотезы; – давать определения понятиям; – классифицировать; – наблюдать; – проводить эксперимент; – делать выводы и умозаключения; – структурировать материал; - корректно полемизировать с докладчиком на конференции; – аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Цель программы - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования его исследовательских навыков.
Задачи программы: 1. Развитие познавательных способностей и потребностей младших школьников. 2. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. 3. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска. 4. Воспитание у учащихся ответственности за проведение индивидуального исследования.
С чего и как начать? Методика : - тренировочные занятия; - самостоятельные исследования