Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики Подготовила: Кралина В.В., воспитатель МДОУ д/с №14 Февраль 2014
Актуальность темы Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Роль логического мышления Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений. Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития логического мышления. Условия развития мышления ребенка - предметная деятельность и общение, целенаправленные воздействия взрослого. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста
Занимательный математический материал Сущность занимательности - новизна, необычность, неожиданность. Занимательный математический материал:активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.
Цель - развитие логического мышления детей. Задачи:1. Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. 2. Развитие у детей:речи (умения рассуждать, доказывать), произвольности внимания,познавательных интересов,творческого воображения.3. Воспитание:коммуникативных навыков,стремления к преодолению трудностей,уверенности в себе.желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Логические приемы умственных действий - сериация
Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез — соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойствЯвляясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.
Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета).Одна фигура отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Фигуры, составленные из плоскостных геометрических конструкторов
1 задание - найти только те геометрические фигуры, которые понадобятся для составления зайчика, собачки.
Задание – сосчитать геометрические фигуры в нарисованных картинках.
Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Найди Буратино, который отличается от других
Задания на поиск геометрических фигур.
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации».
Классификацию по признакам нематематического характера хорошо закреплять через дидактические игры по типу «Лото».
Задания из серии «Выбери подходящую картинку» достаточно сложные. Здесь проверяется умение рассуждать, делать умозаключения.
Обобщение — это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.Обобщение — это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов.
Задание: выявить закономерность в расположении фигур и нарисовать фигуру в пропущенной клетке.
Четыре признака: форма туловища, головы, количество усов, направление хвоста.
Загадки и задачи — шутки математического содержания
настольно-печатные игры:
Игры на объемное моделирование:Игры на объемное моделирование:
Выбрать карточку-задание.Так сложить детали-формочки в кузов грузовика, чтобы все детали поместились в кузове машины, не выступая за его края.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.
Палочки Кюизенера – Палочки Кюизенера – второй этап.
«Цветной квадрат» Воскобовича«Цветной квадрат» Воскобовича
«Прозрачный квадрат» «Прозрачный квадрат»
«ЧудоКРЕСТИКИ»«ЧудоКРЕСТИКИ»
Вывод Развитие логических приемов мышления должно строится в соответствии с общедидактическими принципами:сознательности;активности;последовательности;посильности и доступности;прочности;наглядности;«опережающих знаний». Использование игрового занимательного математического материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.