ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В СОВЕТСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Хрущева Светлана Александровна, учитель истории, высшей квалификационной категории
Советская система обучения и воспитания школьниковЦель: воспитание всесторонне развитой гуманистической личности, патриота и гражданина, строителя коммунистического общества
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972 г.)
В этой связи перед школой была поставлена задача дальнейшего развития и совершенствования учебно-воспитательной работы.Как следствие, выросли требования к учителю как преподавателю и возросла ответственность педагогов за воспитание и обучение подрастающего поколения.
В основе советской системы воспитания лежали педагогические идеи А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского С. Т. Шацкого.
Антон Семенович Макаренко 1888 – 1939 гг. украинский и советский педагог и писательОсновная педагогическая идея А.С. Макаренко – воспитание и всестороннее развитие личности должно быть в коллективе и через коллектив.В учебно-воспитательном процессе необходимо формирование единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого будет служить развитию личности и индивидуальности, а отношения между педагогами и детьми строиться на уважении и требовательности между педагогом и воспитанником
К педагогу А.С. Макаренко предъявлял главное требование – знание своего дела. «Вы можете быть с ними (детьми) сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И, наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, у них (детей) кроме презрения…»
На практике воплотил свою идею самоуправления школьников. Главными факторами в процессе воспитания и обучения являются творчество и самостоятельность, а основная цель обучения не в приобретении знаний, а в развитии мышления и воспитании ума.Станислав Тимофеевич Шацкий (1878 – 1934 гг.) советский педагог
Главные цели обучения и воспитания С. Т. Шацкий видел в соответствии социальному заказу и одновременном учете индивидуальных особенностей личности, формировании у детей умения объединять усилия для достижения общей цели.Процесс воспитания видел не в нравственных нотациях, а через организацию жизнедеятельности детей, в воспитании лидерства личности в сообществе школьников. Требования к педагогу. Педагог обязан уметь учить, оказывать социально благоприятное воздействие на ребенка и владеть методами исследования детей.
«Каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества» . Обучение ребенка должно идти через игру. В игре ребенок обучается легко и с интересомВасилий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970 гг.)украинский советский педагог
Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
Амонашвили, Шалва Александрович ( 8 марта 1931, Тбилиси ) – советский педагог.Главная заповедь педагога в воспитании и обучении : "мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть". Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики, которая в первую очередь ориентирована на ребенка и отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики."Понимать детей - значит стать на их позиции"
Основные установки системы воспитания Ш.А. Амонашвили:Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
В советской педагогике сложилась своя специфическая система воспитания, организации воспитательной работы, которая имела свои направления и соответствующие им формы и методы, учитывавшие специфику и идеологические установки того времени.
Главными факторами в процессе воспитания и обучения в советской системе ставились творчество и самостоятельность, а основная цель обучения не в передаче знаний от учителя к ученику, а в развитии мышления, воспитании ума и организации самостоятельной учебной деятельности
В середине 70-х годов ЮНЕСКО причислило нашу школу к тройке мировых лидеров. В СССР была создана первоклассная педагогическая наука. Наши школьники занимали первые места на предметных олимпиадах. Выпускники вузов были востребованы во многих странах мира
С началом Перестройки страны началась и перестройка школы и всей советской педагогической системы.Перестройка советской системы воспитания началась с обширной критики и призывов пересмотреть всю систему воспитания и обучения и перенять опыт обучения и воспитания у передовых стран ЗАПАДА.
Традиционную советскую систему образования и воспитания обвиняли:Советская школа воспитывала лишь нетворческих объектов-«винтиков», неспособных мыслить теоретически Занятия в советской школе формируют человека, обладающего психологией раба.Советский учитель, не творческая личность, а лишь винтик партии, передаточный механизм классической, во многом уже устаревшей, научной информации.
Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей в период перехода к новому обществу Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г.Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы Федеральная программа "Молодежь России" на 2001 - 2005 г Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2002 г.)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России 2011 г.
Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Задачами программы являются: Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; Развитие системы оценки качества образования и востребованности. образовательных услуг.
Основные задачи воспитания школьников по современной концепции – это воспитание: ПАТРИОТИЗМА – любви к Родине и своему народуЧУВСТВА СПРАВЕДЛИВОСТИ, МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИУВАЖЕНИЯ К ТРУДУ, ТВОРЧЕСТВУ И СОЗИДАНИЮГРАЖДАНСТВЕННОСТИ – служение Отечеству, уважение к закону и правопорядкуЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ к родителям, забота о младших
Образовательно-воспитательный процесс должен быть основан на таких принципах: Нравственный пример педагогаСоциально-педагогическое партнерствоИндивидуально-личностное развитие Интегративность программ образовательного процессаСоциальная востребованность образования и воспитания личности (готовность к жизнедеятельности в современных условиях)