Социально-психологический портрет семьи подростка Социально-психологическое исследование
В опросе приняли участие 167 родителей из 3 образовательных учреждений города и 167 подростков, общий объем выборки составил 334 человека. Цель: изучение социально-психологических особенностей современной семьи подростка
Задачи исследования: Изучение стиля воспитания подростков;Исследование факторов, определяющих климат в семье и стратегии выхода из конфликтов.Изучить влияние социально-демографических факторов на воспитание подростков;Проведение сравнительного анализа данных, полученных по выборке родителей с данными, полученными по выборке детей.Проведение сравнительного анализа данных по группам младших школьников и подростков (с использованием данных, полученных в 2006 году);
Микроклимат в семье
Родительская семья – образец для создания собственной семьи подростка
Ожидания ребенка от семьи.
Составляющие воспитательного влияния (группа родителей).
Составляющие воспитательного влияния (сравнительный анализ).
Воспитательное воздействие школы.
Трудности, возникающие в воспитании
Анализируя полученные данные, следует отметить: Родители подростков отмечают больше трудностей, влияющих на процесс воспитания в семье, чем родители младших школьников. С возрастом проблемы, возникшие в младшем школьном возрасте, не разрешаются, а углубляются. Родители детей разных возрастов отмечают схожие трудности, возникающие в процессе воспитания. Однако, влияние ряда причин, таких как, недостаток времени для общения с детьми, недостаток знаний, опыта, несогласованной родительской позиции родителями подростков оценивается выше. Можно предположить, что, несмотря на приобретение опыта воспитания, эти проблемы не были разрешены своевременно и, соответственно, перешли в следующий возрастной этап.
Только 15% из числа опрошенных за помощью в вопросах воспитания обращаются в школу (к классному руководителю, социальному педагогу, психологу), 10% находят решение в педагогической литературе. 87% родителей предпочитают решать проблемы с детьми самостоятельно. По данным корреляционного анализа, за помощью в школу чаще обращаются те семьи, где воспитанием подростков занимаются бабушки и дедушки, родители не могут справиться с влиянием окружения на подростка (влияние улицы оценивается негативно).
В ходе исследования выявлены следующие тенденции родителей в воспитании подростков: Эмоциональная дистанцированность, которая в том числе проявляется в излишней строгости. ( «Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить за строгое воспитание» 65 % ответов, «Ребенка, который злиться на весь мир лучше оставить в покое» 35 % ответов).Повышенный контроль со стороны родителей («Внимательный, заботливый родитель должен знать, о чем думает его ребенок» 88 % ответов; «Хороший родитель должен оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид» 53% ответов). Противоречивость родительских установок. При повышенном контроле – готовность воспринимать подростка как равного («Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни» 86% ответов). При эмоциональной дистанцированности – родители отмечают готовность выслушивать откровения детей – 96 % ответов. Требует дальнейшего изучения мотивация родителей в общении с подростком, т.к. установка на то, что «Родители, которые выслушивают откровенные высказывания детей о переживаниях, помогают им в более быстром социальном развитии» может указывать на демократический стиль воспитания (если мотивом является интерес к жизни ребенка, доверие ему) и на авторитарный (мотивом общения является контроль за жизнью ребенка).Практически половина родителей (47 % ответивших) считают воспитание тяжелой и нервной работой, не получают от общения с подростком эмоциональной отдачи.
Подростки, оценивая воспитательные установки, позитивно воспринимают гиперопеку со стороны родителей. Такая ситуация приводит к инфантилизации (детскости) поведения подростков, трудностям в формировании ответственности за собственное поведение (ответственность перекладывается на плечи родителей). При этом дети стремятся к эмоциональному контакту с родителями. 56 % подростков считают, что «Воспитание – это тяжелая и нервная работа», что может негативно сказаться на формировании родительской модели самого подростка, а также провоцировать чувство вины по отношению к родителям.
Предпочитаемые черты в воспитании ребенка
Данные корреляционного анализа (стратификационные факторы) Можно отметить в целом благополучную картину воспитания в полных семьях. В них ответственность за развитие ребенка, прежде всего, лежит на родителях и не транслируется на бабушек, дедушек и школу. Приоритетным выдвигается нравственное воспитание ребенка, а успеваемость и общение со сверстниками менее значимы, что может свидетельствовать о доверительных отношениях в семье. В качестве трудностей в воспитании ребенка реже указывается влияние улицы и материальное неблагополучие, что также свидетельствует о более зрелой воспитательной системе (ответственность за «просчеты» родители также берут на себя). При этом в семье родители ориентированы, прежде всего, на соблюдение норм в поведении. Конфликты между родителями и детьми чаще возникают из-за длительного просмотра телепередач и компьютерных игр и реже конфликты бывают из-за требования денег и покупок. Дети из семей этой группы чаще выбирают свою реальную семью в качестве модели для своей будущей семьи, отмечают готовность родителей идти на компромисс в конфликте.
На статистически достоверном уровне установлено, что родители с высоким уровнем образования больше внимания уделяют нравственному воспитанию ребенка, они более инициативны в общении, но при этом имеют противоречивые родительские установки: с одной стороны повышен контроль поведения подростка, с другой – демократический стиль воспитания. Они хотели бы воспитать в своем ребенке волю, усидчивость, интеллект, творческие способности. Родители этой группы больше заинтересованы в получении педагогических знаний и опыта. Дети из семей этой группы отмечают, что родители воспитывают в них интеллектуальные качества, а также эмоциональный контакт между детьми и родителями. Следует отметить, что родители с низким уровнем образования при возникновении проблем в воспитании детей стремятся их решать самостоятельно, а также чаще используют в качестве стратегии выхода из конфликта компромисс.
Установлено, что чем старше респонденты, тем чаще они считают приоритетными вопросы здоровья и физического воспитания в развитии детей, также для них характерна стратегия ухода в конфликтной ситуации. Можно отметить, что со временем накапливаются социальные проблемы в семьях. Так, более взрослые родители отмечают, что воспитанию детей мешает неблагоприятная обстановка в семье, отмечается более низкое материальное положение семьи, мать меньше получает помощи от других членов семьи в воспитании подростка. Дети в таких семьях больше ждут от семьи общения, понимания, поддержки. Чем моложе родители, тем важнее воспитание целеустремленности в детях, причинами конфликтов часто выступают успеваемость подростков и внешний вид.
Семьи с высоким материальным уровнем также имеют свои особенности. Так, отцы в таких семьях чаще включаются в воспитательный процесс, меньше оценивается влияние школы на подростков, родители стремятся развить целеустремленность в детях. Подростки отмечают, что родители более демократичны с ними. При этом сами родители склонны к гиперопекающему стилю воспитания, а в конфликтных отношениях чаще выбирают соперничество.
Причины конфликтов в семье.
Причины конфликтов в семье (сравнительный анализ)
Стратегии разрешения конфликтов (группа родителей)
Сравнительный анализ выбора стратегии поведения в конфликте родителями и детьми.
Частота общения между родителями и подростками в семье.
Мотивация и инициатор общения в семье.
Актуальные проблемы воспитания.
Современное состояние семьи многими специалистами оценивается как кризис. Он проявляется в уменьшении способности семьи выполнять такие необходимые для общества функции как воспроизводство населения и воспитание новых поколений. Индикаторы кризиса: уменьшение числа браков, рост разводов; малозначимость детей, как фактора, снижающего вероятность разводов. Доминирующая в современном обществе установка на самореализацию личности противоречит представлениям о традиционной модели семейной организации.
Таким образом, семья подростка больше нуждается в поддержке других социальных институтов, чем семья младшего школьника. При этом большинство семей стремиться решить проблемы самостоятельно. Причин этому факту может быть несколько: социальные (отсутствие соответствующих учреждений по месту жительства), неинформированность родителей, а также психологические: страх родителей оказаться педагогически несостоятельными в представлениях окружающих, боязнь потерять авторитет в глазах ребенка и т.д.
Проблема становления, устойчивости семьи одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено тем огромным значением семьи как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства.
Благодарим за внимание