Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и во внеурочное время Учитель биологии МОУ «Краснослободская СОШ №2» Гончарова Н.Н.
У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все. Арабская пословица Здоровье школьников – залог успешного обучения
Здоровье человека зависит на 50% - от образа жизни на 25% - от состояния окружающей среды на 15% - от наследственной программы на 10% - от возможностей медицины
Цель здоровьесберегающей педагогики обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни,воспитав у него культуру здоровья.
Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования Медико-гигиенические технологии Физкультурно-оздоровительные технологии Экологические здоровьесберегающие технологии Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Здоровьесберегающие образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья
Для учителя очень важно правильно организовать урок Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 40 минут. В классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы
Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: - рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;- должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;- - в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания ;- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;- необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса: I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: - Игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра).
- Подвижными играми на переменах- Наглядности- Занимательных упражнений- Фантазирования - Творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения,познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение повышает интерес к урокам.
II. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является: а) Чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся запись основных моментов нового материала чтение слушание рассказ рассматривание наглядных пособий ответы на вопросы решение задач Норма 4-7 видов за урок.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия). активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь). методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки). Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток. расслабление кистей рук массаж пальцев перед письмом дыхательная гимнастика предупреждение утомления глаз
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Требования к двигательной активности ребенка:Движения должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).Проводится на начальном этапе утомления.Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Подбор упражнений зависит от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.
г) Работа по предупреждению утомления глаз.д) Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке. “Хороший смех дарит здоровье”, мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.
IV. Экологическое пространство: А) Проветривание помещений; В) озеленение кабинета,Г) освещение кабинета.Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители.Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
V. Социализация личности ребенка. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.- Взаимосвязь с медицинскими работниками школы.Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю медиков на род.собрания.Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе
Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время
РЕЗУЛЬТАТ. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения