Формулировка и комментарий основной проблемы текста
Цель: 1. Сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т. к. неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии. 2. Понять, что значит «прокомментировать» проблему исходного текста, почему важно уметь комментировать основную проблему текста. 3. Найти способы изложения в сочинении комментария проблемы.
Различайте понятия: Тема текста – это, о чём говорится в тексте - смысловое ядро текста Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.
Проблемой могут быть: такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается) демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было два и более ребёнка, но пока это не так)
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте. Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование.
Примерный схематический вариант анализа исходного Текст ↓ взаимосвязаны ↓ Тема → Проблема ↓ Основная проблема – это та, • что стала объектом раздумий автора; • над которой он в основном размышляет; • к которой он неоднократно возвращается; • по которой отчётливо заявлена авторская позиция. В тексте • рассматривается • затрагивается • поднимается • исследуется • анализируется проблема (чего?) (Род. падеж) ↓ • нравственного выбора • экологии • добра и зла и т. д.
Автором проблема может быть • поставлена • изложена • рассмотрена • выдвинута • затронута • поднята • сформулирована • исследована • проанализирована
Способы выражения проблемы в текстах разных стилей
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)«Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам САМИМ следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя. (5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать – то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории.) (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости. (9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души. (По А. И. Солженицыну)
Тема: текст рассказывает о самоограничении Автор рассуждает о том, как сделать, чтобы не нарушались права человека и о том, что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение В какой части текста говорится об этом?
9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
Формулируем проблему В виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) исследуется в данном тексте В тексте исследуется проблема (чего?) добровольного сознательного самоограничения. Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А. Солженицын. (Или: Что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение?)
Прокомментировать основную проблему поможет, например, такой план:
Работа по тексту А. Жуховицкого Самостоятельная работа. Задание: прочтите текст и сформулируйте основную проблему статьи.
Проанализируйте формулировки проблем и исправьте ошибкиАвтор поставил перед нами проблему наглости сержантов-милиционеров, которые лупят дубинками кого ни попадя по чему попало. Проблема этого текста такая: если милиционеры будут бить, а ты будешь молчать, то скоро нас не станет! Жуковицкий рассматривает проблему того, что Герой России – лицо кавказской национальности. Проблема нерусских имён и фамилий всегда вызывала настороженность у охранников порядка. • Проблема Кавказа сейчас стоит наиболее остро. Ей посвящены многие ужасные книги и фильмы, рассказы. • Главной проблемой текста стала обида несчастного избитого человека. • Это в небе он – испытатель! А на земле мы все подопытные кролики. Вот в чём проблема. • Статья поднимает проблему нашей собственной вины. Эта проблема сегодня очень актуальна, потому что нельзя сопротивляться, когда бьют. А надо показывать паспорт и удостоверение Героя России. • Я уверена, что автор ставит на щит проблему большой удачи нашей страны от понаехавших артистов.
• Проблема «охоты к перемене мест» возникла на Руси ещё в древние времена. • Проблема в данном тексте состоит в том, что устаревают со временем мудрые русские пословицы и поговорки. Разве у сегодняшней наглости есть предел? Как говорится, того и гляди схватишь даже от того, от кого не ожидаешь. Уже и не верится, что «моя милиция меня бережёт». Эта-то пословица точно устарела! • Проблема поделения родной Земли каждому россиянину уже проводилась в нашей стране во время приватизации. • Проблема нашей закомплексованности сказалась и в этом тексте: чуть что – сразу чеченцы! • Проблема самообороны. Вот чему стоит учить граждан нашей страны. • Проблема скинхедов не имеет формы и цвета волос. • Проблема «оборотней в погонах» не обошла стороной и Магомеда Толбоева, и автора текста. • • Автор показывает проблему молчаливой ненависти народа и милиции. • Автор поднимает проблему переодетости боевиков в милицейскую форму. • Проблема необучения сегодняшней милиции методам проверки «понаехавших» граждан стоит сегодня во всех городах. • Главное – вовремя извиниться перед избитым тобою или твоим подчинённым. Это и есть проблема Л. Жуховицкого, которую он рассматривает в этой статье. • Проблема человеческого соучастия, когда человека избивают, – основная проблема текста. • Несмотря на величину России, автор поднимает проблему тесноты в стране. • Какая может быть проблема с такими милиционерами?! Гнать их – вот и вся проблема! Актуальная проблема «моя хата с краю» заставляла людей смотреть и не вмешиваться.
• Меня в этом тексте взволновала проблема вежливости милицейского начальства. • Нет, никогда не исчезнет из нашей жизни проблема пресмыкательства перед знаменитыми героями и людьми! А пред остальными кто будет извиняться? • Проблема сомнения в жизни не даёт автору спокойно жить. • Разве мало в нашей стране тех, кого «Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину»? Давно пора писать об этой проблеме, и хоть один Жуховитский чесно о ней рассказал! Спасибо ему! • Проблема «понаехавших» всегда раздражала москвичей. • Страшно жить от такой проблемы беззащитности перед произволом и издевательством власти с дубинками! • Проблема позора Героя России, которого раздули журналисты, особенно остро стоит на поверхности текста. • Проблема переселения народов с юга на запад, а с севера – на восток и даже в пустыню меня сильно удивила. • Ярко прорисовывается проблема, вставшая от наглости людей в милицейской форме. • Люди! Очнитесь! Вы же люди! Ведь проблема молчаливого одобрения милицейских боевиков грозит и вам! • Это проблема о том, как надо наказывать обидчиков. Только если мы будем жаловаться, тогда можно найти правду. Но всегда ли нам, простым гражданам, будут помогать газеты и журналисты? • Нас пытаются разодрать на лохмотья. И это главная проблема сегодняшнего дня. • Проблема осознания своих действий. Вот чему надо учить в милицейских вузах! • Проблема безобразного отношения человека к человеку в очередной раз возникла передо мной, когда я читал этот трагический рассказ. • Автор показывает проблему неискренности милицейского начальства: оно вроде и извинилось, а Жуховицкий ему не верит!
Самая основная проблема Из-за чего так незаслуженно пострадал Герой России? Как на этот вопрос отвечает Л. Жуховицкий? Что так тревожит писателя? Ему не даёт покоя проблема межнациональной розни. Или Проблема обострившихся межнациональных отношений; проблема национализма.
Комментарий проблемы К какой категории можно отнести эту проблему? Какая это проблема. Дадим ей определение: …. Почему вы выбрали именно это определение? Что приводит к подобным страшным событиям? Чем опасны националисты? Почему для России эта проблема особенно актуальна?
Комментарий проблемы Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы? Традиционна ли эта проблема? Кто из писателей, публицистов обращался к ней? Как Жуховицкий заостряет внимание читателей на этой проблеме?
Примерно так можно оформить комментарий: «С глубоким сожалением можно отметить, что морально-этическая проблема, которую поднимает автор, очень актуальна в наши дни. Распад некогда могучей державы – СССР – привёл к обострению экономических, политических, социальных проблем, и националисты, воспользовавшись этим, чтобы объявить виновниками всего происходящего мигрантов, посеять неприязнь между людьми разных национальностей. И случай, вызвавший справедливое негодование автора, произошёл не на острове дикарей, а в Москве, которую когда-то, в декабре 1941 года, ценой своей жизни спасли для России грузины и казахи, армяне и узбеки, башкиры и калмыки…»
Речевые обороты-помощники: Проблема может заставить читателя • глубоко задуматься • серьёзно размышлять • рассуждать вместе с автором • лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т. п.) • серьёзнее относиться к … • переосмыслить своё отношение к … • по-новому посмотреть на … • критичнее относиться к … • обратиться к примерам из собственной жизни (литературы) • поделиться мыслями о … • развивать мысль о … • оценить истинный масштаб чего-либо… • оценить собственную позицию… • открыто выразить своё отношение к … • заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.) • заняться её глубоким изучением • с горечью понять, что … • иронично относиться к … • отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или её отсутствие) испытать потребность в чём-либо и т. п.