педагог-психолог Орлова О.В. Факторы и критерии готовности учащихся к школьному обучению
Подготовка к школе понимается повсеместно как обучение тем знаниям и умениям, которые дети должны получить в школе при обучении в 1 классе,Важнейшим компонентам готовности к школьному обучению Такой подготовки недостаточно, и умение читать и считать не ведёт автоматически к:развитию речи, мышления, памяти, пространственной ориентировки и пр.- интеллектуальной готовностижеланию учиться - мотивационной готовностипроизвольности поведения – волевой готовности децентрической позиции – коммуникативной готовности
Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета,
Критерии школьной готовности Интеллектуальная зрелостьЭмоциональная зрелостьСоциальная зрелость
Интеллектуальная зрелость это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость Ребенок должен:регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное заданиеРаботать самостоятельно, без присутствия взрослого. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность. Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.
Социальная зрелость потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика
Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.
Причины неготовности детей к школе Недостаток в воспитательной среде.Недостатки соматического развития ребенка.Невротическое развитие характера.Пренатальное или постнатальное повреждение центральной нервной системы.
ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО СТАРТА … Создать общий положительный образ школы. Не идеализировать школьные будни. Важно(!) чтобы ребенка привлекала школа своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как ...