Развитие метапредметных компетенций учащихся Лебедева Л.И.заместитель директора по научной работе,Орлова Т.Ю., заместитель директора по УВРГБОУ школа № 246 Приморского района Санкт - Петербурга
От развития УУД к метапредметным компетенциям Концепция развитияуниверсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой учёных под руководством А.Г.Асмолова.
От развития УУД к метапредметным компетенциямВ широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В узком значении термин «универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.
Компетенция
Компетентность
От развития УУД к метапредметным компетенциям МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:Регулятивные (организация учебной деятельности)Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)
Ключевые компетенции:ценностно-смысловыеобщекультурныеучебно-познавательныеинформационныекоммуникативныесоциально-трудовыеличностное самосовершенствование
Образовательные компетенции:изучать; искать; думать; сотрудничать; приниматься за дело; адаптироваться.
Образование – главный ресурс развития общества Выдвинутая на мировом уровне стратегия – “образование на протяжении всей жизни человека” (взамен прежней установки “образование на всю жизнь” – меняет многие смысловые и ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения.
Жизненные стратегииСамоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения.
Жизненные стратегииВ федеральной Концепции и Программе модернизации образования в России с развитием субъектности учащихся, их умением учиться связывается решение задачи совершенствования качества образования в целом.
Результат развития метапредметных компетенцийРазвивается:культура сотрудничества;культура работы с информацией;диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности;умение как творческий процесс;учение как саморазвитие.
Образовательные продукты: Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:а) внешних:исследовательские работы;рефераты;книжки;макеты;задачники;презентации;карты;сценические постановки;поделки и т.п.
Образовательные продукты:б) внутренних:организационно-деятельностные умения;способы познавательной деятельности;коммуникативные навыки;творческие способности.
Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека У учащихся появляется возможность: быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Роль музейной педагогики в развитии метапредметных компетенцийОбращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры.Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес.
Социокультурные функции музейного пространстварасширение образовательного пространства личности через приобщение к музейной педагогике;гармонизация развития творческой личности;формирование национальной идеологии,сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;создание новой музейной аудитории; расширение социального пространства влияния музея.
БЛАГОДАРИМ, за внимание!!!