Ситуация успеха
«Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном... Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».У. Глассер, американский психолог
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
С социальной точки зрения успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности.
С психологическойточки зрения успех – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний, либо превзошёл его.
С педагогическойточки зрения успех – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность положительной динамики в развитии личности.
В основе ожидания успеха у младших школьников – стремление заслужить одобрение старших;у подростка – реакция одноклассников, стремление утвердить своё «Я», сделать заявку на будущее.
Успех может быть кратковременным;частым;длительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребёнка. Ситуация успеха может и должна подкрепляться изо дня в день!
Переживание радости от успеха – явление более субъективное, чем сам успех, но имеющее значительное влияние на формирование позитивной «Я-концепции» личности, чувства самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха.Даже разовое переживание и успех может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими.
Мера успеха, разумеется, будет различной, переживание его каждым отдельным воспитанником будет неодинаковым по сути, глубине и объему. НО
Но успех должен быть непременно — иначе организуемая деятельность принесет прямо противоположные результаты, например: нелюбовь к искусству, ненависть к труду, презрение этикета, пренебрежение научными знаниями, враждебность по отношению к людям, злобу к чужому успеху.
Задача состоит в том, чтобы дать каждому воспитаннику возможность пережить радость достижения; осознать свои способности;поверить в себя.
Для создания ситуации успеха: Демонстрируйте детям полное доверие.Помогайте ученикам формулировать, уточнять цели, задачи, стоящие перед классом и перед каждым ребёнком в отдельности.Всегда исходите из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению.Будьте для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его.Открыто выражайте классу свои чувства.Хорошо узнайте самого себя.Улыбайтесь!!!
Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста учащихся, источником его внутренней силы и энергии.Успех ученика находится в прямой зависимости от успешной деятельности учителя.