Приемы диагностирования интересов, творческих возможностей, развития мыслительных процессов, как основы перевода учебного процесса в учебно-исследовательский
«Модернизируя экономику, мы занимаемся и модернизацией социальной сферы. В ближайшие несколько лет от школьников уже будут требоваться новые идеи и новые возможности, сегодняшние школьники через пять лет будут заниматься теми видами деятельности, которых сегодня еще даже не существуют»Д.А.Медведев
«интеллектуальная энергия, творческая сила [людей] – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития. Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом».Д.А.Медведев
Анализ состояния учебного процесса
Педагогические условия формирования творческих способностей учащихсядиагностика и поэтапный мониторинг творческих способностей школьниковналичие системы научно-методического обеспечения процесса развития творческих способностей учащихсяактивное включение родителей и учителей-предметников в процесс развития творческих способностей детейиспользование возможностей внеурочной работы с учащимися для развития у них творческих способностей
Учебно-исследовательская деятельность - творческий процесс взаимодействия учителя и ученика по поиску решения неизвестного, формирующий развитие исследовательской позиции к миру, к самому себе, к другим, формирующий мировоззрениеУчебно-исследовательская деятельность – процесс решения школьниками научных и личностных проблемУчебно-исследовательская деятельность – относительно самостоятельное изучение, решение учащимися отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности учителя и учащихся Учебно-исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческих и исследовательских задач с заранее неизвестным решением
Дидактические функцииМотивационнаяИнформационная Контрольно-корректирующая
Учебные исследованияМонопредметное исследование Межпредметное исследование Надпредметное исследование
Педагогическая целесообразность надпредметных исследованийЯвляется конкретным инструментом педагогической деятельности, обеспечивающим единство подходов учителей разных предметов к достижению общих целей школьного образования.Позволяет учителю в максимальной степени раскрыть ценностные ориентиры своей деятельности как посредника между поколениями, между прошлым и будущим путем трансляции своего уникального индивидуального творческого отношения к миру.Дает основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке», когда урок не только «готовит к жизни», но является средством познания учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни.Обеспечивает содержательно-мировоззренческое сопровождение и согласование учебных программ школьного образования за счет целостного рассмотрения всех направлений повышения уровня компетентности школьников.Обогащает возможности учебного плана, не приводя к перегрузке учащихся, поскольку может являться основной для построения интегрированных модулей и способствовать обогащению содержания отдельных тем конкретных учебных предметов.Может рассматриваться как способ педагогической поддержки процесса самообразования ученика.Может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика.
Формы учебно-исследовательской деятельностиТрадиционная урочная системаНетрадиционная урочная системаУчебный экспериментДомашнее задание исследовательского характера
Внеурочная исследовательская деятельность
Индивидуальная работа над научным исследованием.1) Организационное собрание2) Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы 3) Занятия по специальному курсу «Введение в исследовательскую деятельность».4) Окончательное согласование «руководитель-ученик-исследователь»; первая рабочая встреча с руководителем.5) Утверждение темы учебного исследования во время занятий специального курса.6) Продолжение занятий специального курса «Введение в учебно-исследовательскую деятельность» и параллельная работа над учебно-исследовательской работой.7) Апробация работ 8) Рецензирование учебно-исследовательских работ «старшим» рецензентом – учителем-предметником и «младшим» рецензентом – учеником, который ранее добился более высоких результатов в этой области.9) Защита учебно-исследовательских работ 10) Итоговая конференция по результатам работы. Групповая работа над научным исследованием.1) Организационное собрание2) Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы и объединение в группы на основе этих направлений.3) Занятия по специальному курсу «Введение в исследовательскую деятельность».4) Окончательное согласование состава и ответственного за работу в группе; первая рабочая встреча с руководителем5) Утверждение темы учебного исследования во время занятий специального курса.6) Продолжение занятий специального курса «Введение в учебно-исследовательскую деятельность» и параллельная работа над учебно-исследовательской работой.7) Апробация работ8) Рецензирование учебно-исследовательских работ «старшим» рецензентом – учителем-предметником, не руководившим работой и «младшим» рецензентом – учеником, который ранее добился более высоких результатов в этой области.9) Защита учебно-исследовательских работ
Спасибо за внимание