Эффективное общение или как реагировать на неприемлемое поведение учеников
Реакции учителя на неприемлемое поведение учащихся: НевмешательствоУчителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда всё уже случилось, рассчитывая, что дети сами постепенно научаться управлять своим поведением.
2. Контроль : Учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия- угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, демонстрирующее хорошее знание «слабых мест» каждого ученика).
3. Взаимодействие: Учителя берут на себя роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего ребёнка перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они включают самих ребят в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на повышении самоуважения учеников с помощью стратегии поддержки.
На чём строится поведение учеников: 1-й закон:ученики выбирают определённое поведение в определённых ситуациях
2 –й закон: Любое поведение ученика должно быть подчинено общей цели – чувствовать себя приобщённым к школьной жизни. 1. Ощущать свою состоятель- ность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность) 2. Строить и поддерживать Приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность) 3. Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности)
3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но за этим нарушением стоит одна из четырёх целей: Привлечение внимания: ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание учителя они всё время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам понимать учителя. Желание иметь власть:Важно быть главными. Часто демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» Месть :Для некоторых учеников главной целью присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Избегание неудачи:Боятся повторить ситуацию поражения, неудачи, что предпочитаю вообще ничего не делать.
Стратегия и тактика учителя в ситуации конфронтации: Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках ( поведении), а не на личности ученика. Мы должны быть твёрдыми в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его : « то, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе» .Эта установка как бы декларирует вашу веру в то, что ваши ученики могут вести себя как следует.
Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Контролируйте свои отрицательные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение , мы уже не можем мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим ученикам, тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ученика вести себя плохо, даём ему очевидное оправдание.
Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. Мы ошибаемся , когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:повышаем голос;произносим фразу типа: «учитель здесь пока я»;оставляю последнее слово за собой;начинаем кричать;используем уничижительные , оскорбительные, унижающие выражения.
используем сарказм;обращаемся к оценке характера ученика;действуем как начальник (с превосходством);настаиваем на своей правоте;читаем проповеди;оправдываемся или защищаемся или «подлизываемся к ученику»;командуем требуем, давим;изображаем негодование.
Правило 4. Обсудите поступок позже. Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки.В тот момент когда, вы оба - и учитель, и ученик – возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно.
Правило 5. Позвольте ученику «сохранить лицо». Ученики нередко играют в игру «По-своему» .Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает - таким образом он позволяет ученику «сохранить лицо» и вместе с тем получает то, что ему нужно.
Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. 1. Отложите «на потом» дисциплинарные меры.2. Примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций.
Наибольшая польза от этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем эмоциям брать вверх над разумом, то и ученики позволяют себе это.
Тот, кто не умеет управлять собой, не может и управлять другими. Платон