Деловой этикет Приличие- это наименее важный их всех законов общества и наиболее чтимый.Ф.Ларошфуко, французский писатель- моралист
Этикет – это слово французского происхождения, означающее манеру поведения.
Этикет предписывает нормы поведени я : На улице;В общественном транспорте; В гостях;В театре;На деловых и дипломатических приемах;На работе т.д.
Манеры – это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, а также тон, интонация и выражения, употребляемые в речи. Кроме того, это жесты, походка, мимика, характерные для человека.
Хорошие манеры Скромность;Сдержанность человека в проявлении своих поступков;Внимательно и тактично обращаться с другими людьми.
Дурные манеры Привычка громко говорить и смеяться;Развязность в поведении;Употребление нецензурных выражений;Грубость;Неряшливость внешнего вида;Проявление недоброжелательности к окружающим;Неумение сдерживать свое раздражение;Бестактность.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом, а подлинная культура поведения- там, где поступки человека во всех ситуациях основаны на нравственных принципах.
Деловой этикет - это свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.
Джен Ягер сформулировал шесть основных заповедей делового этикета.
1. Делайте все вовремя. Опоздание не только мешает на работе, но и является первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип «вовремя» распространяется на отчеты и любые другие поручаемые вам задания.
2. Не болтайте лишнего. Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера.
3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколь угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.
4. Думайте о других, а не только о себе. Внимание должно являться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется на сослуживцев, начальстве и подчиненных. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто- то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
5. Одевайтесь, как положено.
6. Говорите и пишите хорошим языком.
Этикет Вербальный (словесный этикет)Невербальный(бессловесный этикет)
Персидский писатель и мыслитель Саади сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал»
Важнейшей стороной речевого этикета является недопустимость жаргонных слов и нецензурной лексики.
В деловом этикете особое место занимают:
Обращения «Пани», «пан»Дамы и господа;Сударыни и сударь;Товарищ;Гражданин или гражданка;Мужчина или женщина;Фамилия (имя и отчество);Ты (Вы)
Приветствия Здравствуйте;Добрый день (утро, вечер);Привет;Военные отдают честь;Молодежь машет рукой;При встречи иногда обнимаются.В приветствии мы желаем друг другу здоровья, мира, счастья.
Этикет приветствия Входя в кабинет принято приветствовать находящихся там людей, даже если вы не знакомы с ними.Первым здоровается младший , мужчина с женщиной, подчиненный с начальником, девушка с пожилым человеком.При рукопожатии порядок обратный: первым подает руку старший начальник, женщина.Если женщина ограничивается поклоном при приветствии, то мужчине не следует протягивать ей руку.Не принято обмениваться рукопожатием через порог, стол, через какую- нибудь преграду.
Здороваясь с мужчиной, женщина не встает.Мужчине, здороваясь, всегда рекомендуется вставать, за исключением случаев, когда это может потревожить окружающих ( театр, кино) или когда это неудобно сделать (например, в машине).
Культурная речь Это прежде всего правильная , грамотная речь, и кроме того, верный тон общения, манера разговора, точно подобранные слова.
Специалисты рекомендуют Следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением;Не использовать обороты, содержащие лишние слова;Избавляться от слов- «паразитов»;Избегать заносчивости, категоричности и самонадеянности.
Домашнее задание Подготовить сообщение «Роль этикета в моей будущей профессии»