Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание личности Воспитание - самое святое из всех святых делСвятитель Феофан ЗатворникТатьяна Афанасьевна Приставкина
Три принципиальные установки К.Д. Ушинского имеют непреходящее значение: «народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».
В чем заключается гуманистическая цель образования? Гуманистическую цель образования включает не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях (С.В. Белова).
Национальный воспитательный потенциал - высшая цель образования, идеальное представление о человеке, на обучение, воспитание и развитие которого направлены усилия семьи, общества, государства: новый идеал-свободная в своем самоопределении личность
Современное российское образование нацелено на воспитание гражданина, патриота, формирование свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности
Национальная образовательная инициатива»Наша новая школа» Обновление образовательных стандартовСистема поддержки талантливых детейРазвитие учительского потенциалаСовременная школьная инфраструктураЗдоровье школьников
В настоящее время в педагогической теории и практике существует проблемное поле, в котором преломляются различные трактовки понятия духовность, нравственность, вариативные линии содержания, форм, методов преподавания религиозной культуры, формируется мониторинг сформированности духовных потребностей личности, идет поиск эффективности системы духовно-нравственного воспитания.
Принципиальное значение для решения возникших проблем имеют исследования по гуманизации образования, в том числе связанные с гуманизацией содержания образования Ш. А. Амонашвили, М. Н. Берулава, И. В. Бестужев-Лада, А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева, Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко, В. В. Краевский, З. А. Малькова, Б. М. Неменский, Н. С. Розов, Е. Н. Шиянов); исследования по педагогической аксиологии (Р. Б. Вендровская, В. В. Веселова, И. Ф. Исаев, В. А. Караковский, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин). Большое значение имеют труды христианских педагогов и ученых (М. И. Андреев, В. В. Зеньковский, Г. Мартенсен, арх. И. Маслов, Б. В. Ничипоров, Н. Пестов), творения святых отцов и учителей церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Феофан Затворник, Тихон Задонский, Владимир Богоявленский, Силуан Афонский, Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и др.).
Особый интерес представляют исследования, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л. В. Бурмистрова, прот. А. Владимиров, о. А. Гармаев, В. К. Журавлев, С. Ф. Иванова, прот. Г. Каледа, прот. В. Кречетов, В. Н. Крупин, о. А. Кураев, И. В. Метлик, В. И. Слободчиков, прот. Д. Смирнов, А. Н. Стрижов, Л. В. Сурова).
Продолжим ряд определений Духовность - Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа Духовность — объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные в художественных образах искусства
Вот почему приоритетом в образовательной политике многих регионов являются традиции национальной культуры, педагогики искусства, представленные в различных аспектах: культурно-историческом (на основе гражданских примеров, эстетических идеалов отечественной истории и культуры); нравственно-этическом (в контексте православного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром); этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа)
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие
Принципы православной педагогики Любовь к Богу и всестороннее упование на Него облегчает тяжелую участь человека на земле; Любовь к ближнему «Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для себя, но и других. Жить для других – это долг любви»; Любовь к Родине «Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражений за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует свом здоровьем или выгодой ради Родины». Принцип согласования внутреннего мира с внешним «Согласовывая внутренне с внешним, человек идет путем, указанным создателем. В противном случае, он, не подчиняясь Богу, действует самочинно». Снисходительная мудрость и кротость. Плодом духовной мудрости является кротость. Христианская мудрость, по учению святых отцов, есть познание самого себя. Отличаясь строгостью к себе, лучшие православные педагоги снисходительны к немощам других.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание Гражданственность мы рассматриваем как интегративное качество личности, «заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» Слово «патриот» имеет семантическую трактовку «любитель отечества», ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Педагогика искусства - это новое направление гуманитарного знания Воспитательная функция заключается в целенаправленном «воздействии искусством» на эмоционально-духовную сферу личности растущего человека. Результатом воздействия становится наличие у молодого поколения эстетического идеала как воплощение красоты в искусстве и жизни, и как основы творчества в любой избранной сфере деятельности (Л.В. Школяр).
При решении задач, духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания следует обратить внимание на выполнение следующих педагогических условий: комплексный, интегративный подход в реализации задач; - опора на культурологический, личностно-ориентированный, деятельностный подходы; - творческое, системное использование общепринятых методов воспитания
Методы воспитания(по И.З. Гликману): 1. Методы воспитания убеждений: информационно-доказательный, поисковые методы, дискуссия, самоубеждение. 2. Методы воспитания привычного поведения: стереотипы поведения, эпизодическое (ситуационное) упражнение, приучение, поручение. 3. Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности: стимулирование, личный пример, игровой подход, требование, общественное мнение, поощрение, наказание, сравнение, соревнование, конкуренция, мажор и ситуация успеха, доверие.
Отражение компетентностного подхода в образовательных стандартах в сфере массовой коммуникации в сфере самостоятельной познавательной деятельностив семейно-бытовой сферев сфере познавательной деятельностив сфере трудовой деятельностиинформационно-познавательнаярегулятивно-поведенческая
природоведческаяздоровьесберегающаяэкологическаяв использовании географических знаний и умений в повседневной жизникоммуникативнаяв защите окружающей среды, уходе за растениями, животными, сохранения собственного здоровья
Процесс воспитания можно представить в виде схемы: включение человека в систему отношений, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризации, т.е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания).
Благодарю за внимание!