Застывшая музыка
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное предназначение.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) Над зеркалом спокойной глади реки Нерли стоит белокаменный храм, словно любуясь своим отражением в воде. Поэмой, запечатленной в камне, называют церковь Покрова на Нерли (1165 г.) — наиболее совершенное творение владимирских зодчих. Посвящен этот храм религиозному празднику Покрова Богородицы. С достоинством встречал он иноземцев у ворот Владимирской земли, говоря языком камня о ее силе и красоте. Водная гладь, заливные луга и, словно башня,словно свеча, сверкающий ослепительной белизнойэтот легкий одноглавый храм, так чудесно вырастающийнад их простором во всем своем бесконечном изяществе,во всей своей чарующей ясности… и красоте. Л.Любимов
Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по погибшему сыну воплотилась в светлом образе этого храма. Его созерцание вызывает у нас чувство тихой грусти и умиротворения. Церковь Покрова на Нерли – шедевр древнерусской архитектуры.
Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.) Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.) —один из немногих сохранившихся памятниковэпохи Ивана Грозного в Москве, один из первых каменных шатровых храмов в России. Коломенское было символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне.
Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.) Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском… Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм.Я видел какой-то новый вид архитектуры.Я видел стремление ввысь, и я долго стоялошеломленный. Г.Берлиоз
Реймсский собор (Франции, XIII в.)
Не менее глубокое впечатление оставляет образ Реймсского собора во Франции —архитектурного памятника XIII в. Легкая ажурная громада собора, его строгая композиция, величественный интерьер, слияние архитектурных форм в едином движении ввысь порождают ощущение бесконечного развития. Синтез зодчества и ваяния воспринимается как праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства. В нем ощутимо живое биение творческой мысли.
Шедевром зрелой готики и настоящей «Академией искусств» для средневековых мастеров стал собор в Реймсе. Этот город в сердце Шампани издавна служил местом коронации французских королей, а с 1179 года этот обряд совершался там постоянно. Первым королем, короновавшимся в Реймсе, стал вождь франков Хлодвиг. Это произошло в 481 году. Предание рассказывает, что накануне коронации случилось чудо: посланный с неба голубь принес в клюве фиал, полный елея, необходимого для помазания короля на царство.Собор был построен около 817 года. Несколько раз перестраивавшийся собор погиб в пожаре в ночь на 6 мая 1210 года. Строительство нового здания началось уже в следующем, 1211 году, и продолжалось до 1481 года. Средства на строительство поступали от духовенства и частных лиц.
Кельнский собор(Германия, ХIII в.)
Церковь Святых Петра и Марии, известная во всем мире как Кёльнский собор – памятник христианства, готической архитектуры, памятник вере и настойчивости людей города, в котором он стоит. Собор – часть всемирного культурного наследия, один из самых известных архитектурных памятников в Германии, и самый известный символ Кельна.Древняя легенда гласит, что город Кёльн простоит столько, сколько будет строиться Кёльнский собор. Неизвестно, так это или нет, так как строительство собора, начавшееся в 1248 году, продолжается и по сей день. И хотя официальная дата окончания многовековой стройки – 1880 год, до сих пор проводятся работы по отделке и реставрации собора.
• Какие чувства вызывает у вас созерцание этих храмов? Сравните свои впечатления с приведенными выше высказываниями. • Почему храм Покрова на Нерли вызывает ассоциацию со свечой? • Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой? • Какие знакомые вам музыкальные произведения созвучны образам храмов? • Послушайте фрагменты русской и западноевропейской духовной музыки. Что в них общего, а что их различает? • Почему эти памятники архитектуры и музыки можно отнести к неоспоримым шедеврам, представляющим идеалы красоты?