Славянская мифология (славянское язычество)- комплекс воззрений, верований и культов древних славян, существовавший до принятия ими христианства, сохраняющийся в культуре славянских народов в качестве традиций, пережитков и христианско-языческого синкретизма. Славянская мифология (славянское язычество)- комплекс воззрений, верований и культов древних славян, существовавший до принятия ими христианства, сохраняющийся в культуре славянских народов в качестве традиций, пережитков и христианско-языческого синкретизма.
Также язычество обозначают словом «анимизм», т.е. называют его одушевлением природы, растений, животных и неживых предметов. Также язычество обозначают словом «анимизм», т.е. называют его одушевлением природы, растений, животных и неживых предметов. Это были духи природы: лешие, русалки (берегини, вилы, самодивы), кикиморы. Духи построек: домовые, злыдни, овинники, банники. Это целый сонм и других антропоморфных и зооморфных существ: волколаки, упыри, мары, великаны, драконы.
Славяне делили мир на три яруса. Верхний – небо – мир богов, средний ярус – мир людей, нижний, подземный – мир духов, теней. Славяне делили мир на три яруса. Верхний – небо – мир богов, средний ярус – мир людей, нижний, подземный – мир духов, теней.
Каждый ярус имел цифровое обозначение ( 1, 2, 3 ) и символизировался птицами ( небо ), волком и медведем ( земля ) и змеем ( подземный мир ). Каждый ярус имел цифровое обозначение ( 1, 2, 3 ) и символизировался птицами ( небо ), волком и медведем ( земля ) и змеем ( подземный мир ). Все три яруса объединяло мировое дерево или древо жизни: корнями оно уходило под землю, ствол и дупло в нём – в мире людей, а ветви – в небе.
Славянское язычество относится к политеистическим религиям, т.е. славяне признавали существование многих богов. Славянское язычество относится к политеистическим религиям, т.е. славяне признавали существование многих богов. Словом «бог» славяне обозначали целый класс мифических существ.( Белобог, Велес, Дажьбог, Сварог, Яровит, Нави и т.д.)
Перун— в восточнославянской мифологии — грозный бог, повелевающий небесными явлениями (громом и молнией), бог-мироправитель, один из главных божеств славянского пантеона, верховный бог Киевской Руси в IX-X вв. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. Перун— в восточнославянской мифологии — грозный бог, повелевающий небесными явлениями (громом и молнией), бог-мироправитель, один из главных божеств славянского пантеона, верховный бог Киевской Руси в IX-X вв. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. Статуя Перуна-громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира.
Даждьбог (Дажьбог, Дажбог, Dazbog) — один из главных богов в славянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Входит в число «аутентичных» славянских богов, упоминаемых во многих средневековых рукописях, признаки поклонения которому присутствуют среди всех славянских народ Даждьбог (Дажьбог, Дажбог, Dazbog) — один из главных богов в славянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Входит в число «аутентичных» славянских богов, упоминаемых во многих средневековых рукописях, признаки поклонения которому присутствуют среди всех славянских народ
Богиня всей Судьбы, старшая из богинь-прях судьбы, богиня плодородия, мать урожаев. Богиня всей Судьбы, старшая из богинь-прях судьбы, богиня плодородия, мать урожаев. В православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она теперь покровительница хозяек и женщин. Символы – серебро, горный хрусталь, пряжа.
Бог любовной страсти. Бог любовной страсти. Он сын богини красоты и любви Лады. Изображался в виде златовласого крылатого младенца. Священной птицей Леля считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках – «лелеко».
Могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Леля. Могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Леля. Считалась воплощением нечистых сил. Имя «Морана» родственно таким словам,как «мор», «морок», «смерть». Символы – чёрная луна, серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Неоднозначный персонаж, одновременно она и ведьма, и богиня зверей и леса. Неоднозначный персонаж, одновременно она и ведьма, и богиня зверей и леса. Баба-Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру живых и миру мёртвых ( «костяная нога» ). Этимология имени восходит к слову «ягать» - ругаться.
Гамаю н — по славянской мифологии вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Гамаю н — по славянской мифологии вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли, неба, богов и героев, людей, чудовищ, птиц и зверей.
Сирин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Сирин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже само её название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Как и во всяком месте, в бане обитает свой дух – банный, банник, байник, баенник – особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облачённый в липкие листья. Как и во всяком месте, в бане обитает свой дух – банный, банник, байник, баенник – особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облачённый в липкие листья. Банник любит попариться после двух, трёх смен людей, причём моется он только грязной водой. Чтобы банник не проказил, в баню нужно идти без креста, нельзя пить воду, приготовленную для мытья.
Шиши га (также Ле шенка) — маленькое горбатое существо женского рода в русском фольклоре, живет в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы.. Днем отсыпается, появляется только в сумерках, чтобы расчесать длинные черные волосы. Шиши га (также Ле шенка) — маленькое горбатое существо женского рода в русском фольклоре, живет в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы.. Днем отсыпается, появляется только в сумерках, чтобы расчесать длинные черные волосы. Все, кто ее видел, вскоре утонут или умрут по другой причине. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их утащит Шишига.
Славянская мифология характерна тем, что она – всеобъемлюща, и находит воплощение даже в быту – будь то обряды, ритуалы, культы, календари, сохранившаяся демонология ( от домовых до русалок) и забытое отождествление ( например, языческого Перуна с христианским святым Ильёй ). Славянская мифология характерна тем, что она – всеобъемлюща, и находит воплощение даже в быту – будь то обряды, ритуалы, культы, календари, сохранившаяся демонология ( от домовых до русалок) и забытое отождествление ( например, языческого Перуна с христианским святым Ильёй ). Поэтому, практически уничтоженная на уровне текстов до ХI века, она продолжает жить – в образах, символике, ритуалах и самом языке.