Бог-громовержец Зевс Вот он, Кронион, повелитель неба! Голова его бела как снег, Поседели славные кудри, Олимп сотрясавшие! В руке у него - потухшая молния, На лице - печаль и тоска, Но видна еще былая гордость.
Зевс Голова Зевса. Мрамор. Середина V в. до н.э. Национальный музей, Рим.
Зевс — верховный бог греков, отец и царь всех богов, сын Кроноса и - Реи. (в Риме Юпитер) После победы Зевс поделил власть между собой и братьями, себе взял небо, Посейдону — море, Аиду —подземное царство. Зевс поселился на горе Олимп. По небесному своду Зевс проложил Млечный Путь, по которому боги отправлялись на Олимп пировать. Зевс породил богов, приносящих В него законы, порядок, науки, искусства и мораль. Он отец не только многих богов: Аполлона, Афины, Артемиды, Диониса, Персефоны, но и многих героев: Геракла, Персея.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям.
Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов «Всем нам есть о чем жалеть, даже самым счастливым. Нельзя радоваться солнечному дню, если никогда не знал ненастья, — как нельзя грустить о том, с кем никогда не встречался. Радость и грусть неразделимы»
Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.
Традиционными атрибутами Зевса являются молнии (громовые стрелы), скипетр - символ царской власти и орел, исполняющий многие его поручения.
Орел Молния — материальное оружие, своего рода двухконечная, двух- или трехзубчатая вилка с зазубринами. В барочной живописи — она изображалась как пучок языков пламени, который может держать в когтях орел Скипетр – символ царской власти
Атрибуты Зевса Ника – крылатая богиня победы
Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ - защитница правды и враг обмана.
Богини человеческой судьбы, дочери Зевса. Изображались в виде старух, прядущих нить человеческой жизни. Известны три Мойры: Клото начинает прясть нить, Лахезис ведет нить человеческой жизни, Атропа перерезает нить.
Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья Мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно.
Однажды Зевс увидел на земле юношу Ганимеда, сына троянского царя. Посчитав, что земля – недостойное место для столь красивого юноши, он принял облик своего любимого орла и спустился на землю… Ничего не подозревающий юноша любезно предложил ему божественный напиток – нектар. Схватив Ганимеда в свои могучие когти, орел унес его на Олимп, где он стал любимым виночерпием Зевса.
Рубенс. Похищение Ганимеда. Ок. 1637-1638 гг. Прадо, Мадрид
Сжалившись, Зевс сказал ему: — Утешься, царь. Взгляни на небо. Видишь, среди звезд я поместил изображение Ганимеда. Каждую ночь ты можешь вновь и вновь любоваться сыном. Вечно будет он сиять над землей созвездием Водолея.. Горько рыдал несчастный отец Ганимеда.
В скульптурной группе датского художника Бертеля Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» запечатлен идеально красивый юноша Ганимед, склонившийся на коленях к орлу. В правой руке он держит кувшин, из которого только что налил в чашу божественный напиток. Орел жадно пьет этот напиток, но мысли его совсем о другом. Судя по хищному взгляду птицы, он очень скоро осуществит свой коварный замысел.
Рассмотрим картину Рубенса «Похищение Ганимеда». Красивое тело Ганимеда крепко обхватили когти могучего орла. Похищение было столь неожиданным, что юноша даже не сумел понять, что с ним происходит. В отчаянии подняты вверх его руки, в стремительном и быстром движении разметались волосы и ярко-красный плащ. Что ждет его впереди? Мрачное грозовое небо с темными тучaми лишь усиливает тревогу и беспокойство. Рассмотрим картину Рубенса «Похищение Ганимеда». Красивое тело Ганимеда крепко обхватили когти могучего орла. Похищение было столь неожиданным, что юноша даже не сумел понять, что с ним происходит. В отчаянии подняты вверх его руки, в стремительном и быстром движении разметались волосы и ярко-красный плащ. Что ждет его впереди? Мрачное грозовое небо с темными тучaми лишь усиливает тревогу и беспокойство.
Полет совершается на фоне сумрачного неба с черными тучами. Несмотря на свой испуг, малыш не выпускает из рук виноградную кисть Полет совершается на фоне сумрачного неба с черными тучами. Несмотря на свой испуг, малыш не выпускает из рук виноградную кисть Интересно и то, что, казалось бы, счастливый для простого смертного выбор богов Рембрандт здесь изображает как трагедию. Это не случайно: работа над картиной совпала со смертью сына художника. Таким образом, мифологический сюжет был использован автором для передачи собственных горестных переживаний.
Стремясь достичь ответной любви, Зевс часто меняет свой привычный облик. Стремясь достичь ответной любви, Зевс часто меняет свой привычный облик. Так, к Данае он является в виде золотого дождя, к Семеле - с молниями и громом. Европу он похищает, превратившись в быка, перед Ледой предстает в образе лебедя. Эти мифологические сюжеты о возлюбленных 3евса пользовались особой популярностью
Европу он похищает, превратившись в быка. Эти мифологические сюжеты о возлюбленных Зевса пользовались особой популярностью в европейской живописи XVI—XIX вв. Европу он похищает, превратившись в быка. Эти мифологические сюжеты о возлюбленных Зевса пользовались особой популярностью в европейской живописи XVI—XIX вв. Выразительна картина русского художника Валентина Александровича Серова «Похищение Европы». На ней мы видим море, занимающее почти все пространство картины. Его мерно вздымающиеся волны, покрытые рябью, передают безбрежность морского простора. До берега очень далеко, а потому не спастись Европе бегством. Рядом резвятся и играют дельфины. Они радостно сопровождают огромного быка с длинными красивыми рогами, перевитыми гирляндой цветов. На своей спине он несет драгоценную ношу — прекрасную хрупкую Европу, которая крепко держится за его рог. Бык искоса посматривает на нее, любуясь красотой девушки. И от этого его движения становятся более уверенными и плавными. Он легко скользит по морю, оставляя за собой белый пенный след на воде.
Храм Зевса в Олимпии был построен в течение пятнадцати лет греческим архитектором Либоном из Элиды и в 456 г. до Р. Хр. был освящен. Храм Зевса был самым большим храмом на земле Греции до постройки Парфенона, мраморного храма Афины Парфенос на афинском Акрополе, примерно в 432 г. до Р. Хр. Храм Зевса в Олимпии был построен в течение пятнадцати лет греческим архитектором Либоном из Элиды и в 456 г. до Р. Хр. был освящен. Храм Зевса был самым большим храмом на земле Греции до постройки Парфенона, мраморного храма Афины Парфенос на афинском Акрополе, примерно в 432 г. до Р. Хр.
Зато нигде не было такой статуи Зевса, как в Олимпийском храме! Зато нигде не было такой статуи Зевса, как в Олимпийском храме! Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти — скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.
Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: "Ты доволен, Зевс?". В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен. Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: "Ты доволен, Зевс?". В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен. Так было сотворено третье чудо света.
Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Конец спортивным состязаниям положил в 393 г. христианский император Феодосий. Он считал, что мужчины должны сражаться с оружием в руках I и убивать друг друга, а не тратить время на состязания в силе и ловкости. После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены и сейчас собирают атлетов из разных стран, готовых померяться силой в разных видах спорта.
Зевс принимает активное участие не только в судьбе богов, но и людей. Он даёт им законы, помогает в несчастье, подсказывает тактику военных сражений. Он милосерден и может защитить слабых и бедных. Зевс принимает активное участие не только в судьбе богов, но и людей. Он даёт им законы, помогает в несчастье, подсказывает тактику военных сражений. Он милосерден и может защитить слабых и бедных.
Вдруг увидал Филемон: одевается в зелень Бавкида; Видит Бавкида: старик Филемон одевается в зелень. Похолодевшие их увенчались вершинами лица. Тихо успели они обменяться приветом. “Прощай же, Муж мой!” — “Прощай, о жена!” — так вместе сказали, и сразу Вдруг увидал Филемон: одевается в зелень Бавкида; Видит Бавкида: старик Филемон одевается в зелень. Похолодевшие их увенчались вершинами лица. Тихо успели они обменяться приветом. “Прощай же, Муж мой!” — “Прощай, о жена!” — так вместе сказали, и сразу Рот им покрыла листва. И теперь обитатель Тианы Два вам покажет ствола, от единого корня возросших. Это не вздорный рассказ, веденный, не с целью обмана, От стариков я слыхал, да и сам я висящие видел Там на деревьях венки; сам свежих принес и промолвил: “Праведных боги хранят: почитающий — сам почитаем”. Овидий. Метаморфозы
1. Какую роль сыграл Зевс в схватке между богами и титанами? 1. Какую роль сыграл Зевс в схватке между богами и титанами?
2.1. Как во фризе мраморного алтаря Зевса и Афины в Пергаме передан драматизм борьбы богов и титанов? 2.1. Как во фризе мраморного алтаря Зевса и Афины в Пергаме передан драматизм борьбы богов и титанов?
2.2. Какими в нем предстают Зевс и его любимая дочь Афина? 2.2. Какими в нем предстают Зевс и его любимая дочь Афина?
2.3.Что усиливает трагизм изображенного образа Матери-Земли Геи? 2.3.Что усиливает трагизм изображенного образа Матери-Земли Геи?
3. Какое впечатление произвел Пергамский алтарь на русского писателя И. С. Тургенева? 3. Какое впечатление произвел Пергамский алтарь на русского писателя И. С. Тургенева? Что особенно поразило его?
4. Каким было традиционное изображение Зевса в произведениях искусства? 4. Каким было традиционное изображение Зевса в произведениях искусства? Какие атрибуты сопровождали этот образ?
5. Почему храм Зевса в Олимпии считается одним из семи чудес света? 5. Почему храм Зевса в Олимпии считается одним из семи чудес света?
На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось бесконечное небо, сияет золотой свет, здесь — постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось бесконечное небо, сияет золотой свет, здесь — постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе все по-другому. Иногда олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых чертогах, их пища — амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется судьба людей.
А внизу, у самого подножья этой горы, люди построили город Олимпию, где проводили спортивные состязания. А внизу, у самого подножья этой горы, люди построили город Олимпию, где проводили спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только окрестные жители, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю страну, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.
Живется богам весело и беззаботно. Пируют на Олимпе могущественные боги, наслаждаясь амброзией, восстанавливающей силу и дающей бессмертие, а жажду утоляют нектаром. Живется богам весело и беззаботно. Пируют на Олимпе могущественные боги, наслаждаясь амброзией, восстанавливающей силу и дающей бессмертие, а жажду утоляют нектаром.
Нет на Олимпе и недостатка в развлечениях. Нет на Олимпе и недостатка в развлечениях. Хариты (богини вечной радости) водят хороводы и поют песни. А иногда за кифару берется сам Аполлон. Девять муз (дочери Мнемозины и Зевса) подпевают ему.
Скачут всадники, проезжают колесницы, юноши, идущие друг за другом, ведут жертвенных животных, девушки несут корзины с дарами. Все олимпийские боги собрались здесь. Любуясь происходящим, они в непринужденных позах расположились на скамьях. Ничто не может нарушить покой пирующих богов. Скачут всадники, проезжают колесницы, юноши, идущие друг за другом, ведут жертвенных животных, девушки несут корзины с дарами. Все олимпийские боги собрались здесь. Любуясь происходящим, они в непринужденных позах расположились на скамьях. Ничто не может нарушить покой пирующих богов.
1. Кто входил в ближайшее окружение Зевса? 1. Кто входил в ближайшее окружение Зевса? 2. Как живут боги на Олимпе? Что мы узнаем об этом из фризов Парфенона работы Фидия? 3. Какую роль сыграл Зевс в судьбе простого юноши Ганимеда? Какое художественное воплощение получил этот мифологический сюжет в скульптурных и живописных произведениях? 4. Какое участие и почему принимает Зевс в судьбе Филемона и Бавкиды? Что и как об этом рассказывают Овидий в «Метаморфозах» И картины Рубенса и О. А. Кипренского? 5. За что был наказан Тантал? Как об этом говорится в «Одиссее» Гомера? Что означает крылатое выражение муки Тантала? 6. Что рассказывают мифы о возлюбленных Зевса: Данае, Семеле, Европе и Леде? Какую художественную интерпретацию известного мифа предлагает русский художник В. А. Серов в картине «Похищение Европы»?