Архитектура XIX века в России
Архитектура Петербурга
Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А.Д.Захарова. Торжественный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве.
Принципиальное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить все ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы.
Невский проспект приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801-1811гг. Казанского собора. Архитектор – А.Н.Воронихин.
В 40-50е годы XIX в Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П.К.Клодта «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку.
Сорок лет, с 1818 по 1858 г. Строился Исаакиевский собор. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П.К.Клодт и художник К.П.Брюллов
Александровская колонна По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади.
Карл Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. С его творчеством связаны завершающие работы по формированию петербургских ансамблей. По проекту Росси были построены.....
....здание Сената и Синода...
.....Александринский театр.....
....Михайловский дворец (ныне – Русский музей)
Однако зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих в городе людей, и его творения стали превращаться в грандиозные декорации, не очень связанные с протекающей на их фоне жизнью. В творчестве Росси русский классицизм переступил вершину своего развития. И тем не менее старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным. Монферраном, Росси и другими выдающимися арзхитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. После пожара в Москве были возведены: Большой театр (архитектор О.И.Бове)
Здание манежа (архитектор О.И. Бове, инженер А.А.Бетанкур)
На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому – произведение И.П.Мартоса
В целом московский классицизм не отличался такой монументальностью, как петербургский. Для Москвы характерны небольшие особняки усадебного типа. Один из лучших московских особняков того времени – дом Лопухиных на Пречистенке (ныне – музей Л.Н.Толстого)
Константин Андреевич Тон в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. В 1838-1849г. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец.
Именно благодаря таким архитекторам, как Росси, Захаров, Воронихин, Тон, Растрелли, Монферран сегодня мы можем любоваться красотами Петербурга и Москвы. Конечно же, очень хочется надеется, что наследие XIX века будет восхищать нас еще многие и многие годы....