Петров-Водкин Кузьма Сергеевич 1878-1939
ПЕТРОВ-ВОДКИН - российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции «серебряного века» в советский период.Родился в бедной семье сапожника. Получил художественное образование. Путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, с 1927 — в Детском селе (ныне Пушкин).
В творчестве молодого Петрова-Водкина литература соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды(«Сон»; «Играющие мальчики») . Этапным символом творческой зрелости явилось полотно «Купание красного коня», где величавый, «фресковый» лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России.
«Купание Красного коня», 1912, Третьяковская галерея
В картинах «Мать», «Девушки на Волге» так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью.Новатором русского религиозного искусства, мастером «церковного модерна» выступает художник в своей христианской иконографии («Богоматерь с младенцем»; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, Морском соборе в Кронштадте; росписи и витраж в Троицком соборе г. Сумы ). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде»).
«1918 год в Петрограде» , 1920, Третьяковская галерея
В революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, которую он излагал — со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия — в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода «сферической перспективой», которая позволяет ему, изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». Чувство «планетного притяжения» Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность («Селедка»; «Утренний натюрморт»).
«Розовый натюрморт. Яблоневая ветка», 1918,Третьяковская галерея.
Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока. Он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах «После боя» и «Смерть комиссара». Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения; они нарастают от картины «Землетрясение в Крыму», до полотна «1919 год. Тревога», где мотив гражданской войны — с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт — воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Картина «Новоселье» — на тему перераспределения жилплощади «бывших буржуев» —полна скрытой сатиры на новый социальный быт.
«Смерть комиссара», 1928
ПортретыВыдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его «Автопортрет» портреты А. А. Ахматовой, А. Белого. Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И. Ленина выделяется в «Лениниане» своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью.В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою «жизнь в искусстве» в произведениях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», — ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.
Презентация выполненаученицей 11 класса «А»Макаровой ОльгойУчитель истории:Пшеницына Ольга ВладимировнаГ. Каменск-УральскийМОУ СОШ № 38