«Тема любви к России и малой Родине в творчестве В.А.Костенко»
Цели урока: познакомиться с биографией и творчеством сальского поэта В.А.Костенко;провести анализ стихотворений В.А.Костенко и показать их нравственную ценностьвозродить интерес к творчеству В.А.Костенкопатриотическое воспитание учащихся
План урока Вступительное слово учителя.Знакомство с биографией В.А. Костенко.Основные темы в творчестве поэта.Анализ стихотворений.Итоги.
Вступительное слово учителя Владимир Александрович – наш земляк, отдавший почти полвека своей жизни городу Сальск, которому в 2012 году исполнится 200 лет со дня основания.
Встреча с поэтом В.А. Костенко и интервью с ним.
Ответьте на вопросы: Что сказал поэт о школьной жизни в своем стихотворении? Какой судьбы родному городу желает Владимир Александрович?
Родился в хуторе Шевцов Белгородской областиСочинение на аттестат зрелости написал в стихахПервое выступление в печати в 1960 году в газетеОкончил Воронежскую областную культурно-просветительную школу, Московский Государственный университет культуры, Краснодарское музыкально е училище имени Н.А. Римского-Корсакова, Саратовскую государственную консерваторию имени Л.Собинова, Ростовский региональный центр журналистики.В 1964 году - руководитель литературного объединения «Степные колокольчики» в г. Сальске.Первая заметка в газете «Сальская степь» 15 сентября 1964 г.
Основные темы в творчестве В.А.Костенко
I. Истоки Сборник «Голоса сальских литераторов» Сборник «Теплынь - лето»
Прослушайте сообщение по теме «Истоки» и ответьте на вопрос: «Что повлияло на поэтический выбор В.А Костенко и определило его дальнейшую судьбу?»
II. Малая родина – милый мой сальск Сборник «Солнечная флейта» Сборник «Ах, чистое озеро – мамин портрет»
Послушайте сообщение по теме: «Малая родина – милый мой Сальск» и ответьте на вопросы:Чем стали для поэта город Сальск и сальская степь? В каком стихотворении выражена тесная связь автора и степи?Чем привлекает, «притягивает» к себе автора сальская степь.
III. Сын России - матери - сальск Сборник «Женщина средних лет» Сборник «Счастье – кони и поезд, и движенье и поиск»
Послушайте сообщение по теме: «Сын России-матери - Сальск» и ответьте на вопрос:Какие средства выразительности помогают поэту передать чувство любви к России и малой Родине?
IV. В душе у каждого из нас Сборник «Когда поднимается солнце»
Послушайте сообщение по теме: «В душе у каждого из нас» и ответьте на вопросы:Какие переживания поэта выражены в стихотворении «Чтобы зрел в подлесках девясил»?Какой вопрос он задает каждому из нас?Чем озабочен автор?
Перед вами стихотворения сальского поэта В.А.Костенко. Подготовьте выразительное чтение и ответьте на вопросы.
Сальск Степь, моя степь!Воздух хмельной!Синь без конца и края!Я, как подруге, тебе лишь однойМысли свои доверяю.Как не любить тебя, солнечный край,В дни сентября или мая?!И если на свете имеется рай,То рай этот – степь родная!А в центре степи – небольшой городокС домами разноэтажными.Который не только в ложбину залег – В сердце проник каждому.Стая гусей кочевых пронесласьПод солнца прямыми лучами.Сальск – это степь!Степь – это Сальск!А мы - степняки – сальчане!Солнце горячее!Воздух хмельной!Синь без конца и края!Будто бы другу, мой город родной,Мысли тебе доверяю 1. Определите тему стихотворения. 2. Какова основная мысль стихотворения? 3. Кем является степь и город для поэта? 4. Какие изобразительные средства языка помогают поэту выразить тесное единство степи и города.
Степной мой городок На Кумо-Манычской впадине,Где заря поднялась,По причине загадочнойОсновался наш Сальск.Стал надежным пристанищемНа дорогах степныхДля людей созидающих,Для умов молодых.Богат наш горд песнями,Он созидать привык.Как песня, тихо плещетсяНаш Средний Егорлык.И строится. И выситсяНа стыке трех дорогШестидесятитысячныйСтепной наш городок.Здесь пласты черноземныеГлубоко залегли,Здесь судьбу свою скромнуюМы с тобой обрели.Не на дни, не на месяцы, -На года, на века.На крылечках-ступенечкахСвоего городка.Даль из золота соткана,И родятся у насУрожаи высокие,И зерно – первый класс.Здесь живут люди добрые.Кто в беде не придаст.Это – малая родина,Это – милый мой Сальск. 1. Подготовьте выразительное чтение. 2. Определите тему стихотворения. 3. Какие мысли и чувства выражает поэт в этом стихотворении? 4. Найдите эпитеты, в которых поэт выражает свое отношение к городу и людям. 5. С какой целью он использует повтор притяжательных местоимений?
Чтобы зрел в подлесках девясил Мой зеленый!Восторгай и властвуй!В пол,В луговине ли,В лесуС новой интонацией – «Здравствуй!»Я сегодня вновь произношу.Как хочу. Чтоб нива колосилась.Чтобы зрел в подлесках девясил,Чтоб душа мой не износилась.Набираясь в мае новых сил.Чтоб цвело пшеницею и рожьюПоле.Не мелели русла рек.Чтоб себя почувствовал надежнейИзможденный горем человек. 1. Какие переживания и какое желание поэта выражены в стихотворении? 2. Как относится поэт к природе?
Сын России-матери Есть просторные,Есть и тесныеГородаНо и там, и тутНеизвестные и известные – Интересные люди живут.Может быть красотой не удалсяИ росточком не очень высок.Но люблю я завалинки Сальска.Да и сам этот свет-городок!Но люблю я высотки добротныеИ сады, где цветет алыча,И проспекты,И улочки кроткие.Добродушные лица сальчан.Я люблю этот ритм умеренный,Ритм. В котором сальчане живут.Я люблю этот город, уверенныйВ том, что все неудачи пройдут.Знаю я. Загудят заводы.Над полями звезда зажглась.Знаю я, одолеет невзгодыСын России- матери – Сальск! Что любит поэт в родном городе? 2. В чем он уверен больше всего? 3. Какие эпитеты помогают выразить эти чувства?
Маныч и мы Мелеет Маныч мой,Мелеет.Мы не становимся мудрей.Мутнеют воды в нем,Мутнеют,Качая стаи куширей.А небосвод, как встарь, глядитсяВ него,И тают облака.Неужто вовсе замутитсяСтепная вольная река?И непутевыми путями:То химизацией полей,То браконьерскими сетямиМы изведем сазана в ней?Неужто?В заводях сазаньих,Когда-то чистых, как слеза,Сегодня грустными глазамиВзывает к помощи сазан. 1. Что беспокоит автора больше всего? 2. В каких строчках используется прием антитезы (противопоставление) и для чего? 3. Какие мысли выражены в конце стихотворения?
Подведем итоги Какая тема является ведущей в рассмотренных стихотворениях? Какие мысли и чувства выражает поэт в каждом из них? Какие средства выразительности русского языка поэт использует для выражения своих мыслей и чувств? Какие картины вы нарисовали бы к этим произведениям?
Подведем итоги Что вы узнали о сальском поэте В.А.Костенко?Какое он получил образование?Сколько лет и кем работает В.А.Костенко в г.Сальске?
Написать сочинение на тему: «Тема любви к России и малой Родине в творчестве В.А. Костенко». «Мое отношение к поэзии В.А.Костенко».
Урок окончен!