Путь героя к преступлению Урок литературыв 10 классе
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Ф.М.Достоевский: «…ведь и мы ко всем вопросам прошли через Пушкина;ведь и для нас он был началом всего…Связь Достоевского и Пушкина в литературо-ведении считают парадоксальной.
Исследуем тему преступления в трагедии «Моцарт и Сальери» и романе «Преступление и наказание» Идея: Сальери:…я избран,чтоб его\ Остановить – не то мы все Погибли…Раскольников:…тварь ли я дрожащая или право имею?
Расчет …Звуки умертвив, \МузыкуЯ разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию… Что пользы, если Моцарт будет жив… (Сальери) За одну жизнь – тысячи жизней,спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика…(Раскольников)
Самообман Сальери: «…нет правды на земле, но правды нет и выше…», «…что пользы, если Моцарт будет жив.»Раскольников:«…не переменятся люди и переделать их некому…», «…а может, бога и нет…».
Проверка Сальери: «…и больно и приятно, как будто тяжкий совершил я долг…»Раскольников:«…Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» Найдите сходство позиций двух героев!
Результаты сравнения позиций Ключ: самообман, основанный на неверии в бога: « если бога нет, то все позволено» и исходная идея пользы, одержимость страстью или идеей – точки соприкосновения позиций героев.Путь героя к преступлению
Сравните финалы произведений Сальери: «…Но ужель он прав, и я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные»Раскольников: «я не старуху убил, я себя убил»«…я такая же точно вошь, как и все!»«…весь мир осужден в жертву какой-то моровой язве…»
Почему финал произведения открытый?