Алтаева Мария Георгиевна учитель русского языка и литературы МБУОШ-И «Угутская школа-интернат» 2012 г.
Методическая разработка урока литературы в 11 классе
Тема урока: «Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака» 1. Тип урока: урок изучения нового материала; 2. Форма урока: групповая организация учебной работы; 3. Вид урока: урок-мастерская построения новых знаний. 4. Место урока в теме: первый урок по творчеству Б.Пастернака; 5. Оборудование: :Раздаточный материал (ксерокопии стихотворений Б.Пастернака); презентация по биографии Б.Л.Пастернака, карточки-задания, видеоклип романса в испонении Ирины Сказиной, мультимедийный проектор, видеоряд к стихотворению. Подготовка к уроку: Домашнее задание. Повторить художественные средства выразительности. Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений « Февраль. Достать чернил и плакать», « Ландыши»; «На ранних поездах», «Опять весна»; составление презентации по биографии Б.Л.Пастернака.
Цель и задачи урока: Цели: через стихотворения Бориса Пастернака создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации. Задачи: обучающие - познакомить с основными этапами жизни Б.Пастернака; Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; формирование знаний об особенностях поэтического мира Б. Л. Пастернака. развивающие - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное; формирование коммуникативных качеств личности. воспитательные - способствовать приобщению к культурному наследию; формирование эстетического вкуса; воспитание культуры умственного труда.
План урока: 1. Организационный момент (3 мин). 2. Подготовка учащихся к основному этапу урока:(10 мин.) 2.1 Индуктор; 2.2 Реализация домашнего задания: выступление учащихся о биографии Б. Пастернака, сопровождаемое презентацией. 3. Этап усвоения знаний. В творческой мастерской (15 мин) 3.1 Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» 3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах», «Опять весна». 4. Этап закрепления в практической деятельности: написание сочинения-миниатюры (7мин.) 5. Этап обобщения: (4 мин) 5.1 Итоговая социализация. 6. Подведение итогов (2) 7. Рефлексия (2 мин) 8. Домашнее задание. (2 мин)
Для достижения поставленных цели и задач на уроке использовались следующие методы: Метод «ключевых слов»; Метод исследования; Метод смысловых ассоциаций; Практический; Словесный; Наглядный.
Использована литература:Л.В.Байбородова, В.В.Белкина. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004. Пастернак Б.Л. Стихотворения. Проза. – М.: «Олимп»; ООо «Издательство АСТ», 2000.-(Школа классики); Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998. http:// festival.1september.ru http:// l-chigir.narod.ru
Ход урока. 1.Организационный момент урока. 1.1. Проверка готовности класса к уроку 1.2. Организация учащихся на учебную деятельность
1.Организационный момент урока. Вводное слово учителя: Серебряный век русской поэзии. Вот опять на нашем пути изучения литературы встретилось это понятие. И это не случайно, ведь Серебряный век – это рождение ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Среди блестящего созвездия имен имя поэта, о котором мы поведем с вами разговор, занимает одно из центральных мест. Мы поведем сегодня разговор о Борисе Леонидовиче Пастернаке – крупнейшем русском писателе и поэте, поднявшемся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Оно завоевало любовь и признанием самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Поэтому приглашаю вас перелистать страницы жизни великого поэта, познакомиться с его замечательными стихами. Но мы, знакомясь со стихами поэта, все-таки постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, самостоятельно выстраивая свои знания.
2 этап: подготовка учащихся к основному этапу урока усвоения знаний. 2.1 Индукция (наведение) Учитель: Перед тем как начать урок, я предлагаю вам прослушать романс «Свеча горела на столе, свеча горела…» на стихи Б.Пастернака «Зимняя ночь» в исполнении Ирины Сказиной.
Вопросы: Вопросы: Какие ассоциации возникали у вас при прослушивании романса ? Какие картины вы видите? Что вы думаете о человеке, сочинившем такие стихи? Какой смысл вложен автором «Зимней ночи» в образ горящей свечи?
2.2 Реализация домашнего задания. Сообщение учащегося с показом презентации по биографии Б.Л.Пастернака.
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала через работу в группах. Объединение учащихся в группы для поиска ответа на проблемный вопрос.
3.1 Анализ стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать» (1912г) 1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «февраль»? 2. Не вспомните ли вы, каким видят февраль художники-пейзажисты? 3. Каким увидел Грабарь февраль? 4. Чем поразил февраль Г.Г. Нисского? Выразительное чтение стихотворения наизусть. (чтение сопровождается видеорядом)
В.Э.Грабарь. Февральская лазурь Г.Г.Нисский. Подмосковье. Февраль.
Исследовательская работа в группах.Задания группам. 1 группа: Какие образы использует поэт в этом стихотворении? 2 группа: Какие краски преобладают? 3 группа: Прокомментируйте звуковой ряд стихотворения.
Заполните таблицу..
Социализация №1. Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 человек от группы. Итог социализации – корректировка учителем работы группы.
Этап первичной проверки понимания изученного. Цель: установить правильность и осознанность изученного материала. Сделаем выводы: Ощущается приближение скорой весны; Природа наполнена музыкой обновления; Поэт обретает способность слагать «стихи навздрыд».
Актуализация.Совпало ли ваше представление о феврале с тем, что описал Пастернак в лирической миниатюре? Репродукции какой картины ближе образу и настроению, созданному в стихотворении Пастернаком?
3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941). Выразительное чтение наизусть стихов «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941).
Задание для 1 группы:1. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас слово ландыши, вынесенное в названии? 2. Вызвал ли текст эти ассоциации? 3. Какой мир открывается перед вами и какие чувства он вызывает?
Задание для 2 группы:1. Выделите конкретные детали, подробности поездки лирического героя в город 2. Какие человеческие черты привлекают поэта в его спутниках? 3. Что он почувствовал, когда очутился в вагоне?
Задание для 3 группы:1. На каких образах сосредоточили вы своё внимание? 2. Какие средства выразительности использует автор? 3. Какие согласные передают звучание весны?
Социализация. 1 группа: Ландыш душистый, «светлого мая привет; хрупкость, чистота, изящество, сдержанная гордость; У поэта – «с утра жара», «потное плечо», «жары нещадная резня» Природа и человек всматриваются друг в дружку. Тезис: «Вы всматриваетесь друг в дружку».
Социализация. 2 группа: «Боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесарей); Лирический герой всматривается в своих попутчиков и испытывает светлую радость умиления; Тезис: «России неповторимые черты» в лирике Б.Пастернака.
Социализация 3 группа: Пробуждение природы для лирического героя – «поистине новое чудо»; Его внимание останавливается на первой примете весны – проснувшемся весенней ночью ручье. Ручей наделен характером: он «полубезумный болтун»; Образ весны приобретает девичьи черты («ее телогрейка…, плечи, косынка, стан и спина», «это Снегурка»). Тезис: Это поистине новое чудо
4. Этап закрепления знаний в практической (творческой) деятельности.Написать миниатюру на тему: «Необычны ли, удивительны ли, неповторимы ли пастернаковские стихи?» Варианты: 1. «Вы всматриваетесь друг в дружку». 2. «России неповторимые черты». 3. Это «поистине новое чудо»!
5. Итоговая социализация Цель: выразить своё представление о произведении через создание собственного художественного образа. Представление творческих работ учащихся
6. Этап обобщения знаний. Слово учителя: Подведём итоги: в чём особенность поэтики Б.Пастернака? Его поэзия насыщена метафорами; Чрезвычайная сила контакта лирического героя с миром ; Человек и природа стремятся друг к другу ; Пейзаж у поэта сближается со сценами жизнедеятельности людей ; У Пастернака почти нет неологизмов, но его стихотворения производят впечатление лексической новизны.
7. Этап подведения итогов. Цель: дать качественную оценку работы мастерской и отдельных групп, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.
Рефлексия. Задание: высказываться одним предложением, выбирая начало фразы.сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Домашнее задание:1. Чтение стихов Пастернака «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…» (обязательное для всех). 2. Устное сочинение «Поэт и поэзия» по прочитанным стихотворениям.(для более сильных учащихся) 3. Составление синквейна (для слабых учащихся)
Модель синквейна.Пастернак — слово-ассоциация. Два слова — определения (прилагательные, причастия, может быть и существительное). Три слова, отвечающих на вопрос: что делает? (глаголы, деепричастия). Предложение — ваше к нему отношение (из четырёх-пяти слов). Суть первого слова-ассоциации (одно слово или словосочетание).