Кругликова Елизавета Сергеевна (1865 - 1941)
Кругликова Елизавета Сергеевна (1865 - 1941) Родилась в Петербурге в семье, любившей и понимавшей искусство. Отец будущей художницы служил офицером.
Кругликова Елизавета Сергеевна (1865 - 1941) В 1890-1895 в качестве вольнослушателя Кругликова обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895-1914 жила в Париже. С 1902 начала работать в технике офорта. С 1904 - член «Общества оригинальной гравюры в красках». С 1909 по 1914 Е. С. Кругликова преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Там же, в Париже, ею было организовано русское ателье, которое вместе с ее мастерской сделалась своеобразным русским культурным центром.
Ателье художницы в Париже.
В 1914, с началом Первой Мировой войны, переехала в Россию. Издание «Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой» (1918) - итог первого большого периода ее творчества.
«Париж накануне войны»
Титульный лист издания «Париж накануне войны»
В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова создала серию силуэтных портретов русских поэтов 18-20 веков, большую серию портретов русских художников и серию портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов «Вожди революции». В 1930-е годы - над «Бакинской серией» («Сураханы» 1931, «Азнефть» 1934 и др.). В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова работала над плакатами - многие из них выполнены в технике линогравюры.
На выставке «Мир искусства». Лансере , Репин, Петров-Водкин.
Бальмонт Маяковский
Марина Цветаева Анна Ахматова
Д.Бурлюк С.Есенин
М.Волошин Н.Гумилев
А.Белый О.Мандельштам
Творчество Кругликовой было довольно специфическим. В молодости она увлеклась разнообразными печатными графическими техниками и со временем в совершенстве овладела ими. Особой симпатией пользовались у нее техники весьма редкие, полузабытые или даже совсем забытые - такие, как мягкий лак, акватинта, меццо-тинто. Бесконечно экспериментируя, художница восстанавливала или заново открывала для себя их тонкости и придавала им современное звучание.
Наиболее весомых результатов Кругликовой удалось добиться в монотипии - старой, но практически исчезнувшей технике, позволявшей интересно соединять живопись с печатью. В своих изысканных и лаконичных, красивых по цвету натюрмортах, пейзажах и жанровых сценках Кругликова сумела использовать возможности этой техники так полно, как не удавалось, пожалуй, никому после нее.
Натюрморт
«Один из лучших плакатов Кругликовой – «Женщина! Учись грамоте!» (силуэт, 1923, ГРМ) – посвящён злободневной теме ликвидации неграмотности. За столом девочка с букварём, перед ней женщина, поза которой говорит о растерянности и беспомощности. Девочка обращается к ней: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне».
Танго в Луна-парке.
В ателье.
В 1940 году в Ленинграде отметили семидесятипятилетие художницы. Её чествование было устроено Ленинградским Союзом советских художников и Государственным Русским музеем. В мае-июне 1941 года Елизавета Сергеевна посетила в Москве М. В. Нестерова. Они проектировали осенью того же года организовать выставку бывших художников «Мира искусства», но разразилась война, а через месяц после её начала, 21 июля 1941 года, Е. С. Кругликова скончалась». Личный архив художницы погиб в блокаду.
М.В.Нестеров. «Портрет Е.С.Кругликовой»
Ею было выполнено более тысячи силуэтов, из которых увидело свет не более двухсот семидесяти. Работы Кругликовой хранятся во многих музеях Москвы и Ленинграда, во многих частных собраниях».
Спасибо за внимание.
Презентацию подготовила Учитель ИЗО и Художественного труда МАОУ ЛМИ г.Саратова Карнаухова.В.С.