Совершенствование представлений о роли отца в семье на уроках литературы в 5-9 классах
«Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы»,- писал Н.М.Карамзин. Мать ни в коей мере не может заменить отца, роль которого в воспитании уникальна, о чём всё чаще говорят учёные. Проблема возрождения отцовского авторитета и его ответственности за семью – актуальна.
К сожалению, литература по воспитанию прежде всего взывает к материнскому сердцу. И художественная литература – это в первую очередь гимн матери. В наших специальных методических изданиях также нет статей и рекомендаций, которые помогли бы учителю организовать работу над данной проблемой.
Поэтому обращаясь к теме «Совершенствование представлений о роли отца в семье на уроках литературы в 5-9 классах» можно вести речь об определённой инновации на уровне изменения содержания образования на уроке литературы, поскольку мы рассматриваем проблемы, к которым на практике обращаются недостаточно часто, используем для работы на уроке новые, не представленные в программе произведения, организуем уроки в рамках инновационных технологий: «Технологии критического мышления через чтение и письмо», технологии проблемного обучения.
Задачи: Привить детям осознанное уважение к личности отца, научить прислушиваться к его советам и следовать им. Помочь подросткам осознать важность и значимость отцовства. Воспитать убеждённость в том, что семья – одна из важнейших человеческих ценностей, ответственность за которую несут все её члены: отец, мать, дети. Сформировать представление, как должны строиться отношения в семье между мужем и женой, отцами и детьми.
Русские пословицы . Яблоко от яблони недалеко падает Каков отец, таковы и дети. Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы. Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын. Конь - брык, и жеребёнок – брык. От доброго корня добрая поросль. От лося - лосятина, от свиньи – поросятина. Каково семя – таково и племя.
"Домострой" Глава «Послание и наставление отца сыну». Многие из советов автора, священника Сильвестра, звучат очень актуально: «..оберегайся неправедного богатства, добрые дела твори…» «Держись правды истинной и любви нелицемерной, не осуждай никого ни в чём, о своих грехах поразмысли…» «…удержи язык свой от злого и лжи, храни себя от обмана, от похвальбы и от клеветы, и сам не заносись ни в чём…» «Законный брак тщательно соблюдай до конца своей жизни…» «..пьянственного берегись недуга…»
У. Ливингстона Лернеда «Раскаяние отца» «Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение…(В.Г.Белинский) «Загляните в свою душу…» (В.В.Воровский)
Без сомнения, подобные уроки служат укреплению взаимопонимания между отцам и детьми. Прекрасно, если подростки начинают сознавать, что отцы любят своих детей не меньше, чем матери, просто отцовская любовь более требовательна. Но самая главная ценность этих уроков заключается в том, что они работают на укрепление отцовского авторитета: учат детей любить, уважать, ценить своих отцов, гордиться ими, стремиться быть на них похожими.